Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Сирия: монастырь Владычицы нашея Богородицы, Сайднайя

в 30 километрах к северу от Дамаска находится крупнейший в Сирии монастырь Богоматери Сайднайя. монастырь всегда был халкидонитским, ныне официально принадлежит Антиохийскому патриархату. в нем ок. 30 монахинь и послушниц, и это супермного (в Антиохийском патриархате уже почти нет никакого монашества).

это вид окрестностей Дамаска, по дороге в горы по направлению к монастырю.





а горы там вот такие. мусор у дороги — это там везде.




но сама деревня Сайднайя по внешнему виду отличается от арабских владений. это христианский район Маалула, здесь живут в основном сирийцы, здесь всё выглядит гораздо аккуратнее. кстати, эти сирийцы -- носители наиболее распространенного из западных диалектов новоассирийского языка; в западных диалектах, в отличие от восточных несторианских, все эмфатические согласные всё еще произносятся. такие диалекты распространены не только среди монофизитов, но и халкидонитов.




еще несколько поворотов по горным улицам, и вот он, монастырь.




он возник, по преданию, на том месте, где император Юстиниан увидел на охоте газель. это было (тоже по преданию, разумеется) в 547 году. Юстиниан хотел выстрелить в нее, но она превратилась в столп света. здесь на иконе всё это изображено. Юстиниан построил на этом месте монастырь, а первой настоятельницей здесь стала его сестра (это уж совсем по преданию -- что у Юстиниана вообще была сестра).




монастыри на Востоке обычно организованы как крепости – а кто нет, тех уж нет... 




вид от монастыря вниз, где ведутся какие-то раскопки. или не ведутся...




внутри там интересно. лестница с потертыми ступенями. монастырь известен во всем мире благодаря чудотворной иконе Богородицы. сейчас она полностью закрыта серебряной дверцей, возле которой постоянно кто-то молится. в приделе той церкви, где находится икона, под скамейкой сложено несколько разных костылей. их оставили те, кто исцелился возле иконы. в храме снимать нельзя, и мы не стали нарушать правила.




мозаика. возможно, она кому-то покажется знакомой )) по-арабски написано ровно то же, что и в греческом оригинале: Богородице предстоят Юстиниан и Феодора, его жена. мне показалось, что эта мозаика -- середины 20 века. надпись сверху -- "Помяни ны, Господи, во Царствии Твоем".




главный храм обители. это всё более поздние постройки. икона расположена не здесь, а в маленькой примыкающей к этому храму церкви. а здесь видны перила смотровой площадки возле колокольни.




вид со смотровой площадки на Сайднайю. Совсем нет минаретов, зато видны христианские церкви. но мечети есть и там, и все живут мирно. Сирия вообще отличается тем, что в ней мирно сосуществуют люди разных вероисповеданий. Наверное, это из-за того, что господствующая конфессия ни на кого не давит, а за этим следит государство. христиане находятся под особым покровительством Башира Асада и его жены Асмы. Асма говорила в интервью, что, будучи мусульманкой, она очень почитает икону Богородицы Сайднайскую и приезжает сюда помолиться. вообще говоря, в области религиозной политики современной России есть чему поучиться у Сирии.




вид в другую сторону. крыши на востоке -- важнейшая часть жилплощади. они активно используются.




а это вид от монастыря в горы. там выросли другие монастыри — разных конфессий. тот, что поближе, -- явно католический. на следующем снимке он будет более крупным планом. 




тот же вид поближе. самое главное, как говорят, строится на вершине горы.




на колокольне к колоколам приделаны такие трубки с молоточками для автоматизации звона. как минимум один колокол -- корабельный. на нем была какая-то надпись о принадлежности морскому флоту, но детали я забыл.




Александр как журналист всё фиксировал, но ничего так и не написал.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments