Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

личная религиозность

поразительно, насколько в интернете все ходы записаны. если чего не отследил 20 лет назад, то сегодня все можно посмотреть заново.
вот 1986 год был очень переломным для многих. тогда, например, группа Спасения создалась и провела свою первую громкую акцию -- защиту "дома Дельвига" (еще без моего участия; а сегодня это вновь актуальная тема -- см. не очень давнюю статью бывш. пресс-секретаря группы Спасения Тани Лихановой).

но это была и религиозная развилка. не для меня, положим, но для многих. вот, мб., особенно для БГ. для далеких от рок-тусовки людей БГ стал открытием 1986 года. он был известен широко и раньше, но я, например, считал ниже своего достоинства его слушать (что было, то было). а в 86 году ему был посвящен "Музыкальный ринг", который я случайно посмотрел (сейчас запись этой передачи тоже где-то в сети). это было прорывом. религиозное содержание того, о чем он пел, было очевидно, и поэтому его появление -- в те же годы -- на службах в церкви Духовной академии казалось закономерным. наши общие знакомые юные дамы стали с энтузиазмом пещися о его воцерковлении... ну, как всегда: сначала как бы очень успешно, а потом сошло на нет и забылось.

в этом клипе 1986 года (некто от френдов недавно напомнил подзамочно) он совсем такой, как ходил по праздникам на те самые службы в Духовной академии. и песня как раз о всеобщих ощущениях 1986 года:



резюме всей этой религиозной эпопеи -- видимо, вот в этом произведении из альбома 1991 года:



а все почему?

над этим вопросом я каждый раз задумываюсь, когда после долгого перерыва удается разговориться с моими религиозными знакомыми тех лет.

кажется, потому, что личная религиозность тех лет обычно ни у кого не была связана с православием сколько-нибудь существенными узами. самым существенным из стандартного набора был русский национализм. он хотя бы давал однозначный ответ, почему именно православие -- в смысле народного благочестия и, в особо продвинутых случаях, русской церковности 19 века. а у кого не было русского национализма? у кого была именно личная религиозность?

как правило, это был некий личный мистический опыт или хотя бы желание оный стяжать. Кастанеда, Штайнер, Ошо, "Цветочки" Франциска Ассизского, Честертон, Антоний Блюм, Александр Мень и случайная книга какого-нибудь святого отца читались как книги из одной библиотеки. это, примерно, соответствовало репертуару религиозного самиздата и тамиздата на русском языке. конечно, "национальные православные" все это отвергали и читали что-то свое, но тоже не столько церковнославянское, сколько Брянчанинова--Феофана Затворинка--Нилуса. это тоже были как бы книги из одной библиотеки, но уже из другой. Нилус воспринимался в этой среде совсем без психиатрического подвоха и чуть ли даже не как святой.

формально любой из этих религиозных путей требовал, разумеется, некоторого самоконтроля, бдительности и, не побоимся этого слова, аскетики. но ресурсов для этого не давал. у "мистиков" сам культ свободы (независимо от субъективного отношения к Бердяеву -- его многие могли и не уважать даже в этой среде) не располагал к дисциплине, особенно к дисциплине чувств. но и у "националистов" сухость Брянчанинова разбухала от жидкости Нилуса... и кончалось в обоих случаях одним: пьянством. дальше, из пьянства, уже выходили, кто куда и как умел. кто-то и вовсе не вышел. те, кто вышел, чаще всего, свели свою религиозность к минимуму соблюдения обрядов, не всегда именно православных.

путь в православие тогда неизбежно лежал между этими Сциллой и Харибдой, каждая из которых вырабатывала алкоголь в качестве желудочного сока. если кому-то удавалось уйти от сих чудовищ, то только по слову Псалмопевца Господь хранит младенцы.

отсюда и абсолютный иммунитет православных призыва 70-х и 80-х годов к темам догматики и экуменизма. это всё просто из другого мира.

о тогдашнем мистическом опыте была написана прекрасная песня одного из самых трезвых, хотя и пьющих, людей эпохи -- Майка Науменко, которая с еще бОльшим знанием дела исполнена БГ:



(реальный комментарий для тех, кто не жил в те годы: когда магазины были закрыты, шли покупать в ресторан; но после часа ночи -- уже только у таксистов и только водку).

собственно, это всё, что я хотел сказать. но получилось без положительной программы, а так в таких темах нельзя.

поэтому на положительную программу -- просто ссылка.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments