Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

две религии

в одном флаконе (но без всякой православной "партийности").
Вот что мне пишут:
я собственно вот о чем: человека душили, душили, да недодушили. все равно он в религии ищет что-то для себя. и правильно делает, я считаю.
а религия говорит - подставь щеку другому (да?), все для ближнего своего (да?), все люди братья, наконец (да?)
да, "мне важно понять что делать с собой" и религия тоже может подойти, почему нет? попробую. а религия говорит, нет, милок, и шел ты дорогой неправедной, и жизнь у тебя была грешная (вот кстати ещё понятие греха - кто его определяет, интересно, как быть если Я это грехом не считаю, а МЫ считаем?), да и вообще, давай-ка мы тебе дадим список требований (опа, пошла программа), выполнишь - в рай попадешь. ну и дает ему. а что дает? что? заповеди эти - что это как не программа (см. выше - все люди братья, все друг другу помогают и пр.)?
и программа эта глобальная. унифицированная. ничего здесь нет для человека, и давно. а то, что он что-то для себя там иногда найти умудряется, так это нормально - человек во всем старается что-то найти для себя, а если не находит, то переделывает слегка то, что имеется...

Так, собственно, и надо ставить вопрос в диалоге с духовенством.
Эта модель приспособления человека под навязанную ему извне программу с целью наиболее полного (из того, что дают) удовлетворения своих (дурацких) потребностей (как писали в своих программах коммунисты) -- это ведь и на самом деле то самое, зачем в религию идут толпы. Конечно, не во всех обществах в религию идут толпы, хотя во всех религиях, даже гонимых, есть немалый процент таких людей. В точном соответствии с цитированным автором, религиозность такого типа приносит пользу для настоящей жизни, но совершенно бесполезна -- для будущей; и это безотносительно к тому, есть Бог или нет, истинная ли религия, в которую так уверовали, или нет... Возникает вопрос: может ли быть что другое на религиозном фронте? Ответ: может. И опять -- безотносительно к истинности религий. Есть другой тип религиозности, "фанатичный" (как говаривал К. Леонтьев, для верующего человека нет ничего зазорного, если его обзовут фанатиком). "Фанатики" пробивают направления и создают формы, которые затем, как водой, заполняются верующими первого типа.
Понятно, что если вера -- это серьезно, то надо быть "фанатиком". Если нет -- то надо заняться тем, что серьезно (или, по крайней мере, наиболее серьезно из существующего).
Некоторые удивляются, почему в Православии не выработался "тип" мирской святости. Почему, то есть, святые -- это либо монахи, священники и епископы, либо, если миряне, -- то мученики/исповедники и цари/князья, т.е. люди, ставшие святыми в экстремальных условиях. А потому, что нет такой "мирской святости": лежа не печи не спасаются. Точно так же не спасаются, если жизнь наполнена всем тем, чем она наполнена у нехристиан. Когда я стал верующим, одно из самых больших моих удивлений стало вот что: почему я раньше понимал жизнь героев русских романов 19 в.? Ведь эти православные, вроде как, люди жили тем же самым, чем жил я. Но я-то был неверующим, а когда стал верующим, мне вся эта жизнь стала чем-то вроде психологии китайцев: можно изучать, но нельзя сопереживать. (Поэтому моментально отпал всякий непосредственный интерес ко всей художественной литературе разом). (Потом, само собой, я прочитал "теорию вопроса" у святых отцов.)
Что получается: бытовой образ верующего человека -- даже если это не мусульманин и не католик, а православный -- имеет очень малое... по правде сказать, почти никакого -- отношения к действительному содержанию соответствующей религии.
Поэтому правильно говорят, что все верующие люди -- хорошие, порядочные... одинаковые, если одним словом. Неправильно только говорят, что эти люди -- верующие.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments