общесемейная квартира на Невской заставе постепенно расселялась и в 1920-е годы осталась за одной из сестер моего прадедушки -- Аграфеной (тетей Грушей). перед войной к ней подселили НКВДшника, который занимал одну комнату. человек он был хороший, и они жили дружно. к началу войны т.Груше было сильно за 60, если не еще больше.
когда началась блокада, НКВДшник стал ночевать где-то на работе, а вещи все уложил в мешки и попросил тетю Грушу в случае пожара и т.п. просто выбросить эти мешки в окно -- авось, так они сохранятся.
т.к. комната числилась за НКВДшником все равно, в квартире телефон работал даже в блокаду.
во един от дней, точнее, вечеров, т.Груша чувствовала себя плохо и неуверенно и позвонила сестре этого НКВДшника, которая жила в другом месте, чтобы она приехала к ней переночевать. но та не смогла приехать на ночь, а приехала только утром. дверь в квартиру она застала открытой, а квартиру пустой. она решила, что т.Груша вышла куда-то за солью или за спичками и решила ее подождать, сев на диван в ее комнате. тут она заметила, что из-под дивана течет кровь. открыв диван, она нашла труп т. Груши. дальше, понятно, она позвонила брату, а тот прислал наряд с собакой, и преступление было раскрыто по довольно горячим следам: собака привела на пятый этаж, к соседям сверху, где в квартире нашлись и упакованные мешки НКВДшника, и какие-то вещи из имущества т. Груши. там жил некий бандит, который действовал в сговоре с управдомом (как-то по-другому он в точности назывался) и его сыном. разумеется, повязали всех троих. о дальнейшей судьбе преступников не сообщается, но можно догадываться.
вскоре у моего сегодняшнего собеседника появилась возможность сходить в город, и он попытался навестить т. Грушу. когда он к ней пришел, ему и рассказали эту историю -- причем, сначала не поняли, о какой именно убитой в диване он спрашивает: о той, которая совсем разложилась? -- нет, совсем не о той!.. (т.е. преступление было серийным).
а картина была такая: юный сын управдома ставился у квартиры на лестнице на стреме -- впрочем, в это время и так никто почти по лестнице не ходил, экономили силы. преступники входили в квартиру под каким-то мирным предлогом, убедив хозяйку открыть, а дальше бандит бил ее молотком по затылку.