Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

наши еврейские вопросы к ихней вавилонской астрономии

что еврейская астрономия, проявившаяся в разных апокалиптических сочинениях, базовым образом зависит от вавилонской -- заметили еще в начале 20 века, после первых расшифровок вавилонских астрономических трактатов. новая волна подобных исследований началась в 1980-е, когда: 1) количество еврейских апокалиптических, астрономических и т.п. текстов возросло в разы из-за Кумрана, 2) сильно продвинулось изучение вавилонской астрономии -- трудами Нейгебауэра и птенцов его гнезда, 3) у самого Нейгебауэра дошли руки до 1 Еноха и астрономических трактатов на эфиопском (это только в 80-е годы, на старости лет).

пафос этих новейших исследований -- находить в глиняных табличках на аккадском что-то очередное из того, что раньше было известно только на "еврейском" (т.е. на всех тех языках, на которых дошла еврейская астрономия; это, гл. образом, арамейский и еврейский в Кумране и эфиопский в переводах с утраченного греческого, но не только: есть литература и на всех языках христианского мира, включая славянский, только она хуже изучена). или наоборот: доказывать про что-нибудь еврейское, что, мол, именно этого уж точно не было на аккадском: "похоже" было, а "так" -- ну вот не было, и все тут. но сейчас я бы не стал этого заявлять ни о чем, из имеющего отношения к космологии: слишком быстро еще меняется наше представление о вавилонской астрономии как таковой: улучшается понимание известного, публикуется много неизвестного (тысячи табличек с потенциально значимым содержанием не опубликованы до сих пор; публикаторы не успевают за археологами-табличкокопателями даже близко).

поэтому у меня есть вопросы. что надо найти (но пока не нашли) в клинописных табличках такого, что есть в еврейском -- но мне не верится, что евреи это сами придумали:

1-е и главное: хоть какая-то космологическая схема с календарем в 364 дня и 3-летним циклом (согласующим лунный год из 354 дней с солнечным годом из 364 дней).

из вавилонских документов этот цикл упоминает только один, но супер-заметный: MUL.APIN II.ii.11-12. он влиял на все подряд, иногда бессмысленно и всегда беспощадно; сохранился в большом количестве табличек разного времени (даже на египетскую астрономию).

но: MUL.APIN совершенно никак не интегрирует эту схему в собственную космологию и расчеты; она там на правах некоторого эмпирического коэффициента к гармонии сфер (а гармония предполагает обычный для Вавилонии год из 360-дней).

древнейший документ, в котором эта схема интегрирована в космологию -- астрономические главы 1 Еноха (и их арамейский почти прототип из Кумрана). вот, говорят, что такую астрономию впервые придумали евреи. -- "нэ вэрю!" интуиции супругов Леви (1940-е гг.), возводившие ее к Вавилонии, мне кажутся правильными, хотя все еще недоказуемыми. обоснование -- в следующем пункте.

2. система 12 небесных врат (6 пар) 1 Еноха.

все эти врата для годичного, а не суточного движения солнца -- это, действительно, проблема. в Вавилоне, вроде бы, таких нет. в качестве типологической параллели Йонатан Бен-Дов приводит просто великолепную догадку (из тех, что по-хорошему завидно, что нашел не ты): Птолемей, Гармоника 3:12 (кстати, вот новое критич. изд., неизвестное Бен-Дову, 2002) -- гармония сфер, отразившаяся в гептахорде. гармония сосоит в том, что 12 знаков зодиака располагаются на эклиптике так, что два из них -- Рак и Козерог -- пересекаются с горизонтом (в этих знаках происходят солнцестояния). остальные 10 знаков образуют пары, и между этими 5 парами все пространство внутри горизонта, соответствующее промежутку между (скажем современными словами) тропиком Рака на севере и тропиком Козерога на юге делится на 6 секторов. это 6 секторов (точнее, соответствующие им отрезки на горизонте) в точности соответствуют 6 парам небесных врат в 1 Енохе.

таким образом, небесные врата -- это проекции знаков зодиака с эклиптики на горизонт. такая вот специальная астрономия, где расчеты делаются по горизонту, а не по эклиптике (что кас. небесного экватора, то этого понятия не было ни в еврейской, ни в вавилонской астрономии, если не считать слишком поздней вавилонской).

Бен-Дов выражается уклончиво, но, по-моему, он склонен считать, что арамейский прототип 1Ен. и Птолемей пришли к этой схеме независимо. а я думаю, что д.б. общий вавилонский прототип.

мои аргументы для его реконструкции (помимо того, что с греками мы это тоже проходили: всякие оригинальные научные мысли оказывались вавилонскими заимствованиями):

1. евреи совершенно не понимали устройства небесных врат 1 Еноха, т.е. эта традиция не развивалась в их сочинениях. космологические схемы врат в 2 Ен. и 3 Вар. существенно другие, даже само количество врат другое; в эфиопских календарно-астрономических текстах, каким-либо образом связанных с "енохической" традицией, система 12 врат 1 Еноха не используется (это я по памяти, но, вроде как, помню твердо). Бен-Дов не понимает этого аргумента, т.к. думает, что небесные врата 2Ен. и т.д. являют не принципиально иную космологию, а лишь простую порчу космологии 1Ен.
2. астрономия 4Q318 говорит о тех же явлениях с привязкой к эклиптике, а не к горизонту, -- т.е. все, как у людей.
3. система небесных врат для годичного движения солнца зарождается уже в виде "неберу" ("бродов") между тремя "путями" вавилонского неба (Эа, Ану, Энлил) (об этом слегка в моей рец. на Кулика 2009 и подробней в статье про 3 Вар., которая в процессе; в 3 Варухе, на уровне его Urtext'a, эти "броды" уже названы "вратами": логично предположить, что и у этого переименования мог быть вавилонский прототип, т.к. космология 3 Варуха до крайности вавилонская).

если в космологию 3 Вар, которая принципиально не отличается от космологии MUL.APIN и вавилонских "астролябий", внести еще зодиак, то мы и получим что-то вроде 1Ен.

иными словами, космология 1 Ен. сохранилась в еврейской традиции как совершенно непереваренная трава в конском навозе. источник травы должен быть за пределами лошади. а наличие параллели у Птолемея указывает путь на вавилонский восток.

3. внесение седмеричного принципа внутрь календарных схем. -- ну, это святое. оно, конечно, еврейское, но всё же тут есть пределы.

да, правильно отмечается, что как MUL.APIN, так и 1 Енох совершенно не знают седмеричных календарных схем, хотя особое вавилонское уважение к числу 7 давно известно. также, добавлю, во 2Енохе вся седмеричность идет мимо космологической схемы, а целиком заключается в параллельном солнечном календаре с годом из 10 месяцев. про циклы семи седмиц (49 дней) я и вообще не говорю -- вот тут даже у меня скепсис, что они могли бы найтись на вавилонской почве.

но, как мы узнали, порча календаря в угоду семеркам -- это не евреи первыми начали. В.В. Емельянов (за что ему огромное спасибо!) обратил мое внимание на впервые опубликованный в 2006 году текст BM 54312 (и уточнение чтений этой публикации -- в статье В.В. Емельянова в ВДИ 2009), где описывается ритуал акиту, обычно занимающий все первые 11 дней первого месяца; но в данном тексте ритуал сведен к 7 дням, начинается с 5 числа месяца; и в тексте постоянно фигурируют разные предметы, которых должно быть по семь.

это, что называется, прецедент: числом 7 ломают старую и почтенную календарную схему.

кстати, и сам ритуал акиту, указанным мне тоже В.В. Емельяновым, имеет еврейскую параллель во 2 Енохе, где все события начинаются 11 числа первого месяца (дата была мною расчитана давно, без учета вавилонской параллели; к сож., не написал об этом в ушедшей в печать статье про календарь 2 Ен.).

вероятно, в истории вавилонской астрономии (и ритуала) был какой-то не очень продолжительный период, когда увлеклись переделыванием старых календарных схем под седмеричный принцип. нужно искать еще.

4. мелочь, вроде бы, но очень даже важная: разделение суток на 18 "частей", или "разделений" (эфиопский термин, используемый широко и далеко за пределами 1 Ен., где он появляется, -- кыфл). Бен-Дов блестяще показывает, как естественно он связывается с вавилонской клепсидрой (измерение времени водяными часами по массе успевшей пролиться воды). сутки содержат 6 "мин", по 3 на ночь и день в период равноденствия, с соотношениями 2:1 для периодов солнцестояний, т.е. месяцев, когда ночь 12 "частей" = 4 мины, а день 6 = 2 мины, или наоборот). за один месяц продолжительность дня меняется на 1 "часть" (3 "части" за сезон). соотношение 2:1 -- это фирменная особенность вавилонской астрономии (для египетской типично 3:1), поэтому делить сутки на 18 частей так, чтобы за месяц продолжительность дня и ночи менялась ровно на 1 часть без дробей -- это чисто вавилонская фишка.

так что надо искать вавилонский термин для "часть".

5. известный (но при этом очень популярный) термин эфиопской астрономии -- кекрос (этимология его может быть греческой, но сейчас важно не название, а понятие): 60-я часть дня (12-часового), пятая часть часа, ок. 12 минут.

в эфиопской хронометрии это мельчайшая единица, а в вавилонской ее аналог неизвестен, но есть мельчайшая единица уш -- ок. 4 минут (треть кекроса), которая равна 360-й части суток (нощеденствия), т.е. одному градусу эклиптики (общая единица измерения для времени и пространства).

пока мне совершенно непонятно, зачем мог понадобиться кекрос, но ведь идея делить день на 60 частей -- это ведь, явно, нечто в вавилонском вкусе. мне кажется, нужно найти какое-то вычисление, где эта единица помогала избежать дробей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments