Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

психиатрический лытдыбр

запишу впечатления по ходу дела.

1. вчера со знакомыми психиатрами коснулись профессиональных деформаций личности. я поделился своим давним впечатлением, что эти деформации имеют очень много общего у трех профессий -- врачей (всех специальностей), милиционеров-прокурорских и попов. разумеется, профессиональные деформации от этих профессий весьма разные, но они имеют нечто общее, чем резко отличаются от других профессий, требующих общения с людьми, напр., от работников торговли (самая близкая, но уже принципиально иная профессия).

раньше и во вчерашнем разговоре я не мог сформулировать, что именно является общим и почему.

а когда шел потом по прекрасному парку нашей дурки, сразу все понял:

эти профессии предполагают (на постоянной основе) общение с людьми, находящимися в состоянии стресса.

обычный человек, не тренированный, либо сам разделяет стресс того, с кем он общается, либо дистанцируется сразу и от стресса, и от человека. а эти профессии не допускают того, чтобы разделять собственно стресс (иначе ничего не сможешь сделать), но не допускают и дистанцироваться от человека, т.к. проблему приходится решать вместе с ним.

это, что ни говори, особое состояние, которое сильно сдвигает мозг. дальше, уже из этого состояния, люди находят разные выходы -- кто-то к пользе, кто-то ко вреду "пациентов" и самих себя.

2. прочитал вчера же интересную статью "православного психиатра", но, видимо, действительно, хорошего врача (по крайней мере, работающего в лучшей клинике России -- знаю ее по собственному опыту) -- В.Г. Каледы.

мне показалось, что он никакой не теоретик (гипотезы о причинах шизофрении у него какие-то наивные и т.д.), но, видимо, хороший практик, вызывающий лично у меня доверие.

очень правильно, что он предостерегает против книг, написанных в духе "антипсихиатрии". к сожалению, среди православных это популярно, причем, даже в его статье положительно упоминается книга "Жана-Клода Лаше" (sic! то ли он сам переврал фамилию, то ли интервьюеры: имеется в виду, конечно, Ларше) -- упоминается положительно; похоже, он сам ее не читал, -- написанная с крайне жестких позиций антипсихиатрии, догматическим последователем Томаса Саса. Ларше является одним из лучших наших патрологов, но в книге о психических заболеваниях его теоретический бэкграунд -- это статьи Саса в газетах и, видимо, собственные ощущения...

факты о печальной судьбе некоторых православных пациентов у него в статье просто вопиющие: пациенту, хорошо прошедшему стационарное лечение от психоза и выписанному на таблетки, поп говорит бросать принимать лекарства, после чего пациент самоубивается; анорексичку поп лечит "молитвою и постом", что приводит к летальному исходу... (кстати, часто встречается эта недооценка летальности при анорексии; между тем, это одно из самых опасных для жизни психических заболеваний).

конечно, такие попы никаких книжек читать все равно не будут, их воспитывать можно только дубиной по голове. но нужно тогда воспитывать хотя бы архиереев и благочинных...

а книжки, конечно, есть о чем написать -- для тех попов, которые такие книжки читать будут.

про духовную жизнь Каледа тоже здраво пишет. я согласен, что если ангелы или бесы проходят от нейролептиков, то они не столь уж духовные. хотя теоретически это можно и оспорить!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments