Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

дата автокефалии Московской церкви

в своей книжке про Москву и Киев я пришел к выводу, что никакой московской автокефалии не было не только прим м.Ионе, но и при его преемнике м. Феодосии, который добровольно-принудительно покинул престол в 1464. эта дата -- terminus post quem для московской автокефалии, а точная ее дата остается неизвестной. рассказ об избрании следующего митрополита -- Филиппа -- самим Феодосием является, по всей видимости, апокрифическим на 100%.
любопытно, что Аболенцева в одновременно вышедшей монографии про м.Иону и истоки московской автокефалии также делает наблюдение о том, что за самим Ионой никакого автокефального поведения не замечается.

а вот на днях, 27 мая ст.ст., привлек мое внимание праздник обретения мощей митрополитов Московских Киприана, Фотия и Ионы, установленный в 1472 году. в рассказе об этом событии Иона очевидным образом выделен как самый главный святой, и этот рассказ вообще -- об установлении культа трех последних (на тот момент, не считая еще жившего на покое Феодосия) московсих святителей во главе именно с Ионой, а не кем-то другим.

какой был смысл в установлении подобного культа? (только не надо говорить, что смысл был случайным, т.к. мощи открылись случайно при строительстве нового Успенского собора; когда нетленные мощи святителей открываются по-настоящему случайно и совсем некстати для действующих властей, то их закапывают обратно, как поступили в м.Филаретом в РПЦЗ в 1998 году).

вопрос: каковы источники упомянутого рассказа о обретении мощей? только ли летопись (и какая именно тогда) или что-то можно сказать о источниках летописи? где вообще посмотреть все источники этого текста?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments