Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

наивные вопросы

в связи с прочесыванием (мною сейчас) армянского синаксаря.

1. а что известно о чуде явления архангела Михаила аргонавтам, ради облегчения им поиска золотого руна? и о храме, возведенном аргонавтами на этом месте, со статуей Михаила с крыльями, позже переоткрытой в эпоху Константина Великого? (это из -- нескольких -- сюжетов на праздник арх. Михаила 8 ноября).

АПД мне подсказывают, что такой сюжет есть у Малалы. я пока не сравнивал, хотя Малала у меня под рукой с комментариями.
АПД-2: это мне тоже подсказала Т.Л. Вилкул. она опять права, см. с. 77-78 изд. Диндорфа. совпадают даже все имена собственные, т.е. источник арм. текста -- именно Малала. Сосфен, как там сказано, название того места даже до сего дне.
в австралийском Малале (1986) пишут, что об этом оракуле есть у H.Erbse, Fragmente griechischer Theosophien, Hamburg, 1941, каковая книжка мне недоступна (и я не очень понял, есть ли там об ангеле и Сосфене, или же только о пророчестве про Троицу и Богородицу).


2. а что за апокриф о Мелхиседеке, где он "без отца и матери" оказывается потому, что, когда его брата его царственные родители приносили в жертву, его мать попросила его помолиться своему Богу, чтобы это безобразие как-нибудь прекратить; он пошел и целый день молился на горе Фавор. а когда спустился -- привет: никого не осталось вообще от того народа, к которому он принадлежал, весь его город поглотила земля. домолился, называется. после этого он испугался и убежал в чащу, где его позже встретит Авраам. (происхождение праздника Мелхиседека 25 марта-17 арега мне тоже непонятно; грузинская параллель 8 августа связана с циклом Преображения и, следовательно, восходит к Антиохии, как само Преображение 6 августа).

АПД Т.Л. Вилкул сегодня с утра идентифицировала другую редакцию именно этого рассказа -- славянскую (не путать с широкоизвестным слав. апокрифом о Мелхиседеке, где тот рождается в момент смерти матери и т.д.!!!). очень похожая на армянскую славянская редакция того же рассказа имеется в изданной части ПХП (Син-1477) стб. 77с-д. (это в литографированном издании которая, куролапым почерком).

интересно, изучал ли эти тексты Майкл Стоун? мне кажется, нет.

АПД про Сосфен (получено с пом. австралийских Studies in John Malalas, 1990). оказывается, это часовня Михаила была известна и почитаема, историк Агафий посвятил ей эпиграмму (Греч. ант., 1:135; Janin 1969, 346-50, и, главное: C. Mango, St Michael in Attis, Δελτίον τῆς Χριστιανικῆς Ἀρχαιολογικῆς Ἑταιρείας 12 (1984; publ. 1986) 39-62.
но, самое главное: культ понятен из Малалы 16:16: во время войны имп. Анастасия против Виталиана (510-е годы; Виталиан был номинально защитником Халкидона и реально разбойником; убит Юстином 1 после победы Халкидона в 520) Виталиан укрылся в Сосфене, но потом был разбит на море, не без особенного божественного вмешательства через некоего философа Прокла, который придумал сжигать корабли тонкодисперсной серой. после этого Анастасий установил празднование и процессии в эту часовню. -- отсюда понятно и забвение традиции после Анастасия, когда произошло резкое изменение церковной политики, и сохранение ее у армян, которые вероисповедно остались вместе с Анастасием.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments