Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Григорий Просветитель 30 сент. (к Покрову)

решение одной нерешавшейся задачи: откуда в византийском календаре память Григория, просветителя Великой Армении, 30 сентября?
это важно для истории Покрова, т.к. видение Андрея Юродивого, первоначально входившее в литургический цикл с 26 по 28 мая (исконный день памяти Андрея -- 28 мая), перетянулось к этой дате, образовав новый литургический цикл 30 сентября -- 2 октября (где Покров 1 октября -- кульминация).
вопрос вызывает 30 сентября, т.к. этой даты паяти Григория нет нигде, кроме Византии, а византийское открытие мощей в 9 веке произошло 26 мая.

1. рядом с 30 сент. еще две даты: 26 и 27 сентября как дни памяти Рипсимии и Гаианы, соответственно. это фиксируется в старых К.польских синаксарях и в копто-эфиопской традиции, а сами даты являются транспозициями дат 26 и 27 хори в армянском Агафангеле; в переводах Агафангела, начиная с греч. (и влючая слав.), это переведено, не мудрствуя лукаво, без пересчета, а просто из хори = сентябрь.
эти даты, по всей видимости, исторические, т.е. реальные даты мученичества (косвенно подтверждаются и груз. источниками -- Мокцевай Картлисай и Патмутюн врац).

это делает совсем уж вопиющим вопрос о дате 30 сентября, которая в византийском обряде постепенно вобрала в себя даже памяти Рипсимэ и Гаианэ.

2. армянская традиция не знает даты кончины Григория Лусаворича (это принципиально: согласно Агафангелу и прочим источникам, он умер, подобно Моисею, в тайном месте, чтобы его телу не стали поклонояться новообращенные армяне). но зато знает много разных рассказов об обретении мощей. дата 30 сент. -- это тоже дата обретения мощей, разумеется.

но в армянских рассказах либо нет даты вообще, либо она с трудом реконструируется. и если что-то и реконструируется -- то, около 500 года, обретение мощей и празднование в Багаване (месте крещения армян и других народов) с праздником 10-11 калоца как ранней формы праздника Шолакат. это отразилось как память Григория 2-3 декабря в неаполитанском мраморном календаре (что соответствует пересчету с подвижного армянского года на юлианский календарь в период ок. 500 г.). в фиксированном арм. календаре (12 век) 10-11 калоца = 9-10 декабря.

т.е. опять затык.

3. из армянских календарей мы знаем, что основное празднование Шолаката "Сияния" (видения Григория Просветителя -- небесная Скиния над Валаршататом и Сын Божий с молотком, как строитель будущей церкви; почему Валаршапат и назван "Эчмиадзин" - "Сошествие Единородного") теперь не 10 или 11 калоца (хотя и оно сохраняется), а в субботу накануне того воскресенья, когда празднуется Успение.

Успение армяне давно уже празднуют, как все остальные по нашу сторону Средиземного моря, т.е. 15 августа, но с поправкой на армянское правило относить празднование к воскресенью (поэтому воскресенье бывает с 12 по 18 августа).

получается, что теоретическая дата субботы Шолаката -- 14 августа. но это опять не ведет к 30 сентября. а самое плохое, что для празднования Шолаката накануне Успения мы не видим никакого обоснования в текстах (правда, мб., есть какие-нибудь статьи Акиняна в его книге 1953 года, но это вряд ли, т.к. в основной статье по теме, 1947, он о таком не пишет). это значит, что у нас потеряна значимая часть агиографического досье (т.к. есть крайне устойчивая и заметная литургическая традиция без соответствующего текста -- т.е. без текста, связывающего культ Григория с Успением Богоматери; армянские Транзитусы, насколько я помню и знаю, этого тоже не делают, хотя я там не все посмотрел).

опять затык.

4. но начнем паки читать Агафангела. в связи с установлениями Григория там говорится о нескольких литургических датах и даже циклах, следы каждого из которых сохранились в армянском календаре. что касается больших циклов, то не видно, чтобы они сохранились (и не факт, что дошедшие редакции Агафангела их уже не переврали), -- это слишком крупные конструкции.

но вот некоторые даты, интересные для нашей проблемы:

1 навасарда -- св. Григорий Установил христианский праздник на месте языческого Нового года (Аа 836); он посвящен тем святым, чьи мощи он принес на благословение из Кесарии, Иоанна Предтечи и муч. Афиногена; здесь Агафангел противоречит слегка сам себе, т.к. в Аа 815 было сказано, что Григорий повелел праздновать память этих же святых 7 сахми. тем не менее, армянский календарь сохраняет оба праздника одних и тех же святых как установленные Григорием Просветителем. по смыслу рассказа можно сказать, что 1 навасарда был праздником обращения Армении и строительства церквей -- т.е. как раз уместно вспомнить о видении Григория, хотя, по Агафангелу, сокрушение идолов и вообще крещение Армении началось с Тарона, гораздо южнее Валаршапата.

цикл из 50 дней: крещение и строительство церквей в Тароне заняло 20 дней (Аа 814), после чего Григор еще 30 дней ("месяц") обходил Армению, а царь Трдат ждал его в Багаване (Аа 817), после чего они встретились (и дальше про крещение царя и т.д.). 20 + 30 = 50.

цикл из 6 дней: после убиеняя Рипсиме (26 хори) царь Трдат тосковал 6 дней, после чего, наконец, превратился в скота -- Аа 211 (т.е. 1 сахми -- условно, если 26 хори = 26 сентября, 1 октября).

5. теперь рассмотрим, что из этого у нас есть в Византии:

26 и 27 сентября -- Рипсиме и Гаиане,
цикл с 26 сентября по 1 октября -- возможен теоретически

но вот самое интересное: 30 сентября -- 50-й день от 12 августа, а 12 августа -- канун Успения Богородицы для ряда областей с конца 5 до конца 6 века, а для Армении могло быть и до середины 7. начальная дата праздника Успения 13 августа фиксируется для Грузии и -- самая ранняя фиксация, середины 5 века -- сирийское "Успение в 6 книгах" (транзитус S 3; в его арабской версии дата праздника уже исправлена с 13 августа на 15; кроме того, груз. псевдо-Василиев Транзитус отражает византийских цикл 13-17 августа эпохи Юстиниана).

то, что ок. 500 года было модно назначать даты праздников по 50цам от Успения, доказывают палестинские праздники Дионисия Ареопагита 3 октября и Введения Богородицы во Храм 21 ноября (Успение 15 августа, его первая и его вторая пятидесятницы; подробно см. мою статью о Дионисии Ареопагите в Скриниум 6).

но почему считаем память Григория не от Успения, а от кануна Успения? если знать, что канун Успения у нас Шолакат, т.е. тоже день св. Григория, то оно понятно. но непонятно, почему у нас там Шолакат...

6. надо посмотреть глыбже. ведь 13 августа -- это не исконная дата Успения. древнейшая дата, введенная в 440-е годы, -- это цикл с 7 по 9 августа. второй день этого цикла, 8 августа, соответствует собранию апостолов в Сионе, -- и именно в этот день в 449 году открылся Второй Ефесский Вселенский собор в защиту Богоматери. совпадение не могло быть случайным, что особенно видно по тому, что три предыдущих Вселенских собора старались как-то подгадать к Пятидесятнице, а тут вдруг сбили традицию, не посмотрев даже на Первый Ефесский собор, который состоялся совсем незадолго (431 г.).

на Ефесском соборе 449 г. армяне были -- то ли один, то ли два епископа (как минимум, епископ Ариаратийский, из Второй Армении). почему-то часто приодится слышать, что армяне не посетили Халкидонский собор в 451 г., тк. были очень заняты местными проблемами. но зато "Ефесский разбой" они очень даже посетили. нам это важно потому, что, значит, традиция празднования Успения, с тогдашней датой 7 августа, к ним точно пришла.

7. а теперь посмотрим, когда у нас было 1 навасарда по армянскому подвижному календарю в 449 году: правильно, 6 августа (в фиксированном арм. календаре после реформы диакона Иоанна, 12 в., 1 навасарда = 11 августа).

причем, 7 августа 449 года -- воскресенье, а 6 -- суббота, суббота перед Успением, точная дата Шолаката.

праздник 1 навасарда, специфически армянский, но очень важный и древний, установленный в 4 веке, столкнулся с новым вселенским праздником, не менее важным. позже Успение уехало вдаль, и праздник повел себя по главному из законов литургического развития Баумштарка (самое высокоторжественное -- труднее всего разрушается): он остался в виде праздника накануне Успения, и именно субботы, но и остался как праздник 1 навасарда, нового года, т.е. получилось два праздника вместо одного.

8. у тех армян, которые перешли на юлианский календарь в церковных делах (это не обязательно халкидониты), датой Успения позже стало 13 августа, и эта дата могла держаться долго, т.к. армян не касался эдикт Маврикия (после 582) о праздновании, начиная с 15 августа (этим эдиктом отменялся прежний юстиниановский цикл Успения с 13 по 17 августа, который, впрочем, сохранялся далее у грузин, не бывших до 607-11 годов в общении с К.полем, но зато бывших в общении с армянами.

когда в Армении в 7 веке происходили новые обретения мощей Григория, а таже передача части мощей в К.поль (имп. Ираклий), то тогда и сформировался цикл 12 августа -- 30 сентября, 50 дней. тогда при католикосе Нерсесе (сер. 7 века) была попытка привести армянский календарь в соответствие юлианскому. это не состоялось, тк. католикос вскоре умер, но, видимо, в церковной жизни многое для этого было сделано.

12 августа -- видение Григория и начало строительства церквей, а 30 сентября -- обретение мощей. но для Византии 12 августа не было актуальной датой и экспорту не подлежала.

а вот цикл с 26 сентября по 1 октября, который теперь обогащался датой 30 сентября, мог тоже сформироваться тогда, и он мог быть в Византии востребован. в Византии была нужна дата для видения Григория Просветителя, т.к. армянские даты в декабре и 12 августа отсутствовали. очень можно подозревать, что эта дата была 30 сент. или 1 окт.

-----
но тут я еще поработаю. Покров, как я думаю, это не видение Григория Просветителя, а видение Саака Партева, в котором уже был этот самый покров, но еще не было Богоматери. культ Саака Партева в Византии на рубеже 9 и 10 веков был вытеснен культом Андрея Юродивого. основа последнего культа -- видение, к которому позже, в 10 веке, приписали Житие.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments