Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Покров: чудеса и вопрос к залу

3. «Поучение на Покров богородицы» (нач.: «Многа и различна торжества и праздницы...») — слово нравоучительного содержания. Составлено в XV в. иноком неизвестного монастыря. Встречается редко. Старший список — ГБЛ, собр. Большакова, № 66, XV в., л. 204 об.—214 об.

вот читаю я такое, нахожу текст (он неиздан, правда?) в ркп. 17 века здесь, как анонимное слово на Успение (л. 423), и даю себе труд посмотреть по греческим инципитам (и дезинитам) -- где выясняется, что в греч. рукописях это неопубликованное слово Германа 2 К.польского (1222--1240) на Успение же, BHG 1136d.

из содержания слова, впрочем, видно, что к Успению оно не имеет отношения вообще никакого, а к покрову Богоматери -- имеет, тк. там о покрове прямо сказано. еще там упоминаются "цари наши", во множ. числе (в слав. ркп. на полях даже исправлено на единственное). это не соответствует ни русской ситуации, ни византийской времен Германа 2 (когда был только один царь -- Иоанн III Дука Ласкарис). зато прекрасно соответствует времени Льва 6, когда царей было от двух до трех.

в содержании интересно, что очень много о покаянии и есть специально, чтобы нижестоящие не судили действия архиереев.

карочи, очень похоже, что слово принадлежит патриарху Евфимию, сказано после 4-го брака Льва 6 (807) в оправдание собственных действий и именно на праздник Покрова. сохранилось благодаря тотальной переатрибуции (другому празднику и другому автору). Жюжи, Эрхард и Бек не ставили под сомнение рукописную атрибуцию Герману 2, но и не разбирали вопроса.

вот еще интересно: отнесения слова к Покрову сохранилось в каких-то славянских рукописях (раз так пишет Фет в СлККДР).

--------
а вопрос к залу такой: не пропустил ли я каких-то публикаций, связанных с греч. словом или слав. версией, и не хочет ли кто-нибудь издать то и(или) другое?

АПД (из той же статьи Фет в СлККДР: "4. «Слово похвальное на Покров» (нач.: «Светлое и преславное настоящее торжество...») — малооригинальное сочинение XVI в., составленное из отрывков «Проложного сказания» и слов на другие богородичные праздники. Один из ранних списков — ГИМ, собр. Уварова, № 409, XVI в." -- инципит совпадает со Словом на зачатие БМ Георгия Никомидийского, BHG 1111, PG 100, 1336-54. интересно бы опубликовать и этот текст, если он еще не.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments