Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

лытдыбр

научные события за последние дней 5 (моей личной жизни). в произвольном порядке.

1. полез по некоторой нужде на сайт одной крупной библиотеки Европы, в раздел сканов под названием "кириллические рукописи". был приятно удивлен наличием -- почему-то именно здесь -- раздела "коптские рукописи", явно не описанные. после прошлогодней истории со 2 Енохом (когда нашлись отрывки этого "славянского" произведения на коптском), понятно, ломанулся туда -- и был еще раз приятно удивлен: все 5 рукописей были на эфиопском, поздние. (вроде, все богослужебные -- псалтирь, сб. литургий, часослов и еще что-то, потом разберется специалист, он уже обещал). написал туда в библиотеку, а мне ответили, что как раз 2 месяца назад им то же самое сообщил французский коллега и пообещал привлечь другого коллегу, специалиста по эфиопским рукописям, но все пока никак. может, мы с моим коллегой будем проворнее.

2. как я и подозревал, после 1971 г. никто так и не стал обсуждать по существу гипотезу Wortley о происхождении праздника Покрова, т.к. никто из тех, кто не был ограничен горизонтами славистики, не решался браться за эту тему. а он-то считает эту старую статью важной, и в 2009 включил ее в свой Variorum volume. он мне написал, что за 30 лет не было никакой реакции.

3. Житие Андрея Юродивого. -- это агиографический роман такого типа, самого модного в 10 веке и только в этом столетии (еще не в 9 и уже не в 11), в котором вокруг какой-то нити, более ранней, чем сам роман, собираются разные источники. предания об Андрее старше романа и, возможно, не все из них вошли в роман. в частности, история Покрова в романе и в рассказах о празднике несколько отличается. Wortley обратил мое внимание на еще один момент: в романе мощи Андрея исчезают, на манер Успения Богоматери, но в 11 веке они почитаются где-то в К.поле. то ли более новая традиция, то ли параллельная (кстати, как и с Успением: в Ефесской традиции тело Богоматери не возносится на небо, но остается погребенным в неизвестном месте, по Ее указанию).

4. пэр-Мишель, т.е. ван Эсбрук: проходить за ним все детали его доказательств -- специфическое удовольствие: т.е. большое удовольствие, но специфическое. оно отравляется тем, что ему ничего не стоило спутать гнедую кобылу с пегим жеребцом, иногда бывает досадно. но оно имеет большую ценность из-за того, что он так спрессовывает доказательства, что не всегда сам их исчерпывает из того очередного рудника, в который он забрался. после него там еще -- не всегда, но часто -- много ценной породы.

вот и сейчас: локализация разных важных храмов К.поля с ссылкой на справочник Жанена, всё прекрасно. но только до тех пор, пока не заглядываешь в Жанена. там не только не написано то, что все это там-то и там-то, но написано прямым текстом, что нет никаких данных для локализации такого-то монастыря. после МвЭ и до меня по этому же пути пытался пройти американец, который, как я понимаю, оказался перед тем же фактом. он решил, что МвЭ просто изложил свою т.зр., а у Жанена была своя, а Аллах знает лучше. что МвЭ так прочитал Жанена -- это вне здравого смысла, и в голову американца это не пришло, даже вопреки очевидности. но, зная МвЭ, я решил исходить из этой гипотезы, и довольно быстро его понял: те данные, которые впервые открыл сам МвЭ (и американец их подтвердил на дополнительном рукописном материале), в сочетании с данными Жанена автоматически дают такой вывод, как у МвЭ. только надо было посвятить этому выводу полстранички в статье (или даже целую страницу), а не ссылаться на Жанена.

я восстанавливаю события так: МвЭ собирался об этом написать в без того уже длинной статье, но забыл, а потом решил, что это уже было написано, но, т.к. он мог помнить, что сам такого не писал, то приписал это Жанену. я бы тоже так мог. статья эта 1971 года (тоже, как и статья Wortley -- из одного тома Analecta Bollandiana), когда у МвЭ был первый вал статей по начавшей плодоносить научной деятельности. в 1971 ему исполнилось 37 лет.

5. сделал свой профиль на Амазоне: http://www.amazon.com/Basil-Lourié/e/B003ZXLXSW/ref=sr_ntt_srch_lnk_6?qid=1282738851&sr=1-6
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments