Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

подростковая психология-3

продолжение этого.

2. побольше играть

мы привыкли, что подростки много играют -- даже больше, чем дети. для них жизнь -- игра (почти) во всех смыслах этого слова. для большинства взрослых жизнь совсем не игра. если же сохранять подростковую психологию пожезненно, то нужно провести селекцию смыслов, -- в каком смысле жизнь игра, а в каком нет.

подчеркиваю: речь не идет о том, чтобы какая-то часть жизни перестала быть игрой, а речь идет только о том, чтобы выбрать правильные смыслы слова "игра".

в обиходном употреблении игрой могут назвать все, что угодно, т.е. любое поведение, к которому говорящий относится несерьезно. при этом само поведение может быть крайне серьезным -- как, например, "игра" годовалого младенца с погремушками (который, вообще-то, занят очень серьезным делом).

поэтому для дальнейшего понятие игры нужно сузить. определим игру как такое поведение, при котором человек считает себя не тождественным субъекту этого поведения. например, играют в казаки-разбойники, но при этом не считают себя полностью и до конца казаками и разбойниками. или -- сразу переходим к серьезному примеру игры в этом смысле слова -- рассматривает христианин свое греховное поведение, но отказывается отождествлять себя с субъектом этого поведения: не еже бо хощу, сие творю (Рим 7:15). -- христианское покаяние подразумевает взгляд на себя как на постороннего человека, но такого человека, в которого играл именно ты. (дальше развивать эту мысль не буду, чтобы не уйти в богословие, но эта иллюстрация тут важна).

в таком определении игры главное -- способность человека растождествиться с самим собой. не так, чтобы до конца, но так, чтобы хватило на то, чтобы посмотреть на себя со стороны.

психологически этому отвечает, в норме, развитие трехчастной структуры (Ego-Id-Super Ego) и способность к вытеснению. та же самая способность ответственна за восприятие юмора. отсутствие этой способности, теоретически (а иногда и практически) может быть компенсировано интеллектом, который обучается ее моделированию, но обычно довольно грубому (но все ж лучше, чем ничего).

младенец еще не имеет этой способности и потому не может играть (в указанном смысле слова "игра"). по этой же причине маленькие дети не понимают шуток. при тяжелых личностных расстройствах эта способность не получает развития или утрачивается ("тяжелые" расстройства отличаются от "легких", т.е. неврозов, именно тем, что там не патологии трехчастной структуры, а ее отсутствие).

люди без чувства юмора и не умеющие играть, насколько я понимаю, неспособны также и к христианскому покаянию. правда, они не просто способны, но нередко просто очень даже любят сеансы психологического садо-мазо, и ради этого подыскивают себе духовников подуховней да построже. (тьфу, опять отвлекся на религию; но, в данном случае, это просто для примера, вполне в светских целях).

игра детей и подростков опасна тем, что они еще не знают ее допустимых границ, но это необходимый тренинг саморефлексии -- умения относиться к себе с юмором и оценивать себя со стороны. в этом же и единственный разумный (а то еще много неразумных) способ преодоления физического страха, да и вообще трудно перечислить те полезные навыки, которые приходят только с игрой.

правильные навыки жизни -- это, конечно же, "веселая наука", так как все обучение тут проходит только в игре. если в этой игре бывает много бокса, причем, не столько бьешь ты, сколько бьют тебя, то от этого она не становится менее веселой: ведь ты смотришь на эту игру со стороны, и даже не обязательно болеешь за себя, а если даже и за себя, то не настолько, чтобы не получать удовольствия от процесса.

игра, помимо прочего, это и -- единственный -- способ усвоения культуры (и, само собой, ее воспроизводства). игра -- взгляд на себя в зеркало, но чем больше разных зеркал, т.е. разных ролей, тем разносторонней, и поэтому тем лучше. для этого и нужна культура -- чтобы жить в разных культурных мирах, меняя их по своему выбору и занимая по нескольку одновременно. взрослым людям все это чуждо, поэтому их невозможно заинтересовать (по крайней мере, искренне) даже музеями: они туда если пойдут, то с детьми или на экскурсии в чужом городе. а также и серьезных книг обычные взрослые не читают: русский тип "книжника", который читает разное просто от тяги к знаниям, -- это, конечно, тип подростковый.

это я описал импрессионистически, но, думаю, кто-то уже понял, о чем речь, а кто не понял, тому и не понять моего объяснения. тут могут быть разные причины, не только те патологии, которые вообще не допускают понять, о чем тут речь. наиболее распространенная причина непонимания, что такое игра, -- это не патологии, а приобретенные в сознательном возрасте паттерны поведения, психология "взрослого". это психология запретов, обычно невротических, на саморефлексию -- на взгляд на себя и свою жизнь со стороны.

но надо сказать о двух часто встречающихся типах симуляции игры.

первый тип -- это, как правило, женщины и, как правило, незамужние. у них обычно тонкая душа, и они любят окружать себя игрушками, безделушками и употреблять слова из подросткового лексикона. это, впрочем, до выхода замуж, когда она окажется, наконец, тем, что никто бы на трезвую голову замуж не взял.

вторый тип бывает любого пола. человек ведет себя безбашенно, любит шутить и играть, интересуется смыслом жизни, -- т.е. полный набор подростковых интересов. но: попав в экстремальную ситуацию, он вдруг заплачет и сядет на пол. под бородатой внешностью окажется психология семилетнего, который получил навыки подростковой психологии только в тех пределах, в каких успел набраться, когда старшие мальчики брали его с собой поиграть. в его игре не было саморефлексии, а была жизнь младенца среди погремушек.

вопщем, бывают всякие казусы, но играть -- это наша обязанность. только играть в правильные игры и по правильным правилам.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments