Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

ностальгическое

неожиданно хорошее интервью МПшного публициста моего возраста. у нас схожие воспоминания, особенно о рубеже 80-х и 90-х.

+++
Тогда, в конце восьмидесятых, нам казалось, что единственная проблема - это отсутствие внешней свободы. Вот сейчас отпадет гнет навязанной извне государственной идеологии и тогда... Увы, это оказалось большой наивностью!.. Собственно, ничто существенно не изменилось. Просто те люди, которых мы тогда видели, так сказать в сконцентрированном состоянии, когда они собирались вместе на наших семинарах, ныне разбрелись по православным гимназиям, приходам и т.д. Внешние препятствия ныне убраны, но это означает лишь то, что ничто более не мешает скрытым духовным и интеллектуальным силам Церкви выйти на поверхность, реализовать себя. Самих этих сил, как это ни прискорбно, увы, не стало больше...

Но, помимо этого, проявились и такие проблемы, о которых раньше мы не имели и представления. Даже если говорить о либералах, экуменистах - тогда это были в принципе вполне достойные люди. Вот Валентин Никитин - тогда был экуменист и сейчас - абсолютно искренний экуменист. Но ведь достойнейший человек! Скажу, может быть для кого-то страшную вещь: мы все были в каком-то смысле «одной крови». [кстати, мне тоже этот пример с В.Никитиным близок; до сих пор у меня самые лучшие воспоминания о том, как мы с ним в апреле 1990 жили в одной комнате в Италии во время конференции по Флорентийскому собору] Можно было расходиться в мировоззрении - но пресмыкаться перед так называемой «властью» было нельзя! Сейчас же некоторые люди, делающие стремительную карьеру в Церкви, меряются друг перед другом по принципу «мой куратор круче». В наше время таким указывали на дверь, независимо от идеологических предпочтений. Преданность властям предержащим, готовность услужить им во всем (это если сказать мягко) считается среди этой «новой» тусовки особой доблестью.
+++

тут бы конечно следовало сказать, что проблема не столько в том, что нормальных "сил" мало, сколько в том, что типажи тогдашних комсомольцев стали типажами православных активистов, "Церкви будущего" (так пишет Семенко, а я бы сказал, что уже и настоящего -- если говорить об МП). чего ж тут удивительного: такие церковные комсомольцы, т.е. церковные проститутки, были и в советское время, но тогда они были штучным товаром, т.к. масштабы МП были не те. но теперь просто расширился "церковный" (в смысле МП) рынок. в процентном отношении изменилось меньше, чем кажется. система подготовки церковных кадров и в советское время была такой же, но просто ее идеал церковного комсомольца не обладал такой карьерной привлекательностью, и поэтому внедрялся не столь успешно, оставляя много углов для относительно спокойной жизни даже внутри духовных академий. а теперь, когда появился рынок, то и на продажу пошло всё, все тихие уголки уже проданы.

ошибка деятелей "церковного возрождения" образца 1988-1992 годов (к каковым относится и Семенко, автор статьи, и я сам), что тогдашнюю иерархию МП как целое, пусть и за исключением отдельных лиц, мы воспринимали как "своих", т.е. как то, чему надо было помогать, а не как препятствие к развитию церкви. правильная позиция была бы обратной: исключения в иерархии -- это как раз "свои", а вовсе не те, кто был сильно скомпрометирован, сама же советская церковная иерархия как сложившаяся система управления церкви враждебна. это бы позволило еще в начале 90-х понять, что любая массовая религиозная организация, объявляющая себя православной, в наше время возможна только в качестве профанации и, следовательно, может быть нужна только для прикрытия каких-то нерелигиозных целей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments