Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

что отличает нас от баптистов

попался на глаза, как я думаю, подлинный мемуар о тех бабушках, которые в 1988 году были советскими тетеньками и узнали о православии из сообщений СМИ о юбилее крещения Руси:

Храм. Праздник Крещения Господня. Бабульки беседуют:
- Крещение - что это за праздник???
- А это Иисус Христос крестился и принял нашу веру православную.

отсюда. via die_ante_bellum 

в 2006 г. привелось мне участвовать в конференции по Посланию к Евреям в ун-те в Шотландии. на конференции было полно народу из США, которые не делали никаких докладов, но всё внимательно слушали. они приехали к ученым как бы в гости, но их самих было больше, чем ученых. конференция была незаурядная и важная, но, сама по себе, довольно дорогая, а с билетами из США -- надо полагать, и вообще. однажды за завтраком я разговорился с одним таким американцем. оказалось, он совсем не ученый, а пастор. он столкнулся с тем, что именно про Послание к Евреям он не знает, что рассказывать своей пастве (действительно, происхождение, адресат и содержание этого послания -- далеко не очевидны, и желание понять, что конкретно хотел сказать автор, требует знания очень многих реалий, не отраженных в других текстах НЗ). надо сказать, что и неформальный лидер тамошней конференции -- один из самых лучших специалистов по НЗ, которые еще живы, Richard Bauckham -- пользуется славой самого лучшего проповедника в местной пресвитерианской церкви (это мне сказала коллега, занимающаяся совершенно другими темами, но являющаяся прихожанкой той же церкви). и по его научным книжкам видно, что он "может": его интерпретации текстов обязательно завязываются на реальную жизнь реальных людей, не на фантазии по поводу синтаксиса и лексики, из которых состоит классическая немецкая "библейская критика".

к чему это я: к тому, что мы не можем быть православными, если не хотим учиться. казалось бы, мы должны учиться больше, чем протестанты, т.к. у нас Библия -- это только часть большого Предания, но оборачивается это тем, что мы учимся даже не меньше, а не учимся вообще. знать надо так много, что легче не знать, а забить.

конечно, это всё дурацкие комплексы. даже в православии знать нужно не "много", а, скорее, немного: столько, сколько нужно, чтобы место, обычно заполняемое впечатлениями от общения с нашими личными знакомыми и от светских книг и СМИ, было заполнено впечатлениями от Христа и от святых -- библейских и небиблейских. в учении важнее всего сам процесс: когда ты общаешься не с героями дурацких книг и фильмов (а они все дурацкие, за редчайшим исключением) и не со своими современниками (которые ничему хорошему не научат: те, кто могли бы научить, встречаются на пути очень редко, и совершенно не они заполняют наше общение в реале), а с теми, с кем общаться полезно. этим можно и должно быть занятым всю жизнь.

(это я, в частности, к тому, что в ИПЦ мы технически можем, а поэтому обязаны создавать некоторую систему полуобязательного религиозного образования для всех желающих. не исключаю при этом частичной кооперации с кем-то из МП.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments