Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

4 Варух

странная хронология в 4 Варухе (Паралипомена Иеремии) -- иудейского текста, хотя и дошедшего только в христианской редакции:


после 66 лет плена Авимелех просыпается, не зная, сколько он проспал. указана дата: 12 нисана. у него 15 смокв, которые как будто только что сорванные, и не по сезону для нисана.

дальше точная хронология: Варух пишет письмо Иеремии в Иерусалим в тот же день, орел его приносит Иеремии, письмо воскрешает мертвого, очевидно, на следующий день, Иеремия отвечает письмом с подобающим при столь скорбных обстоятельствах (плен) пасхальным поздравлениям. -- три дня 12--14 нисана (нужно полагать, что орел доставляет письма из Иерусалима в Вавилон и обратно за 1 день).

главный мессидж письма Варуха -- собираясь возвращаться, начинать готовиться за 15 дней. вместе с письмом посылаются и 15 смокв. значит, число 15 очень-очень важное.

наступает время возвращения (хоронология не указана, но, можно думать, что это через 4 года, когда пленение составило 70 лет; а, может, в 4 Вар именно особая хронология, другая, с 66 годами плена вместо 70?).

далее освящение земли и Храма в течение 10 дней, с явной и давно замеченной аллюзией на ритуал Рош-а-шана--Йом киппур. 10 тишри (день Йом Киппур) Иеремия падает после службы замертво, и три дня кажется мертвым, но на третий день он приходит в себя и рассказывает, что видел. это, очевидно, 12 тишри. вскоре (в тот же день, судя по рассказу) Иеремию убивают.

что тут понятно:

12 тишри -- вроде как, не какое-то значимое число, но: в календаре с 364-дневным годом, в его классической модификации (начало года в среду, 4 дня добавляются в конце каждого квартала), это воскресенье; "покой" Иеремии, когда он видит видение -- суббота. (но тогда воскрешение мертвого от письма Варуха -- в понедельник, что как-то не очень).

но вот что за 15 дней?
если по логике повествования, Иеремия должен был начать готовить народ к исходу из Вавилона сразу после Пасхи, т.е. после 14 нисана, т.е. с 15 нисана. 15 дней подготовки задерживают начало исхода то 1 ийяра. это не имеет параллелей в известных мне еврейских календарях, и давно меня смущало.

но: почитавши о месопотамских ритуалах второго месяца (Емельянов, Ниппурский календарь...., 1999), кажется, я нашел параллель: это месяц ритуального выгона скота в поле.
любопытно, что письмо Варуха обретает Иеремию тоже в поле, где он идет во главе похоронной процессии.

1 ийяра -- древний праздник второго Исхода?


но что это за 66 лет?

любопытно, что, получается, Авимелех проснулся (почти воскрес) 12 нисана в воскресенье, и Иеремия очнулся-воскрес тоже в воскресенье (12 тишри).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments