Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Апокалипсис Иоанна

то, что структура там литургическая (и, следовательно, календарная) -- писали давно; лучше всех -- в 1960-е P. Prigent (у него же позже лучший комментарий на Апок. -- лучший именно в смысле литургическом). "ну всё понятно, но что конкретно?" -- это большой вопрос.

давно известное сходство трех апокалпсисов -- 2 Варуха (входит в сирийскую Библию, в Пешитту), 4 Ездры (это главы с 3 по 14 славянской 3 Ездры; на восточных языках текст не имеет этих поздних обрамляющих глав, сохранившихся в латинской версии утраченного греч. оригинала, т.е. глав до 3 и после 14) и Апок. Иоанна в НЗ -- подвигло меня на еще одну попытку реконструкции. т.к. в течение последних недель мне как раз удалось реконструировать календарь 2 Вар. и 4 Ездры, который оказался одинаковым в основе, но разным в модификациях. предыдущая попытка реконструкции календарей 2 Вар. и 4 Езд. у меня приходится на 1994-1995; разумеется, она с треском провалилась, т.к. ей не хватало базы; необходимым элементом для базы стал календарь 3 Варуха (плюс давно известный календарь типа кн. Юбилеев). про 2 Вар--4 Езд я надеюсь через неск. месяцев написать статью, а про Апок. Иоанна пока статью рано, поэтому просто тезисы.

1. календари 2 Вар и 4 Езд

в обоих случаях кульминацией является 50ца с последующим 40-дневным периодом рецепции откровения -- точно по Исх. 24:18, ср. также 3 Вар. 4:2 S mss BT). но начала цикла из семи видений (в обоих случаях их семь) нужно ждать на Пасху (тут целая традиция, чтобы начинать плакать о Иерусалиме на Пасху -- она давно отмечена в 4 Вар., есть и в 3 Вар., а восходит к библейским книгам цикла Ездры). однако, оба апокалипсиса дают такую хронологию видений по дням, которая до Пасхи никак не дотягивается (если считать от 50цы в обратном порядке), останавливаясь где-то во втором месяце.

решение проблемы: счет идет от того события, которое заменило Пасху в момент возвращения из плена и восстановления Храма.

2 Вар. следует ранней версии, где этим событием является тоже Пасха, но на месяц позже -- 14.2; см. 2 Chr 30:15: κα</span> </span>θυσαν</span> τ</span> </span>φασεκ </span>τῇ</span> τεσσαρεσκαιδεκάτ</span> </span>τοῦ</span> μην</span>ς</span> το</span> </span>δευτέρου... </span>

4 Езд. следует более поздней традиции, где таким событием является новолуние (1-е число) второго месяца: 1 Esd 5:55: κα</span> </span>θεμελίωσαν</span> τ</span>ν</span> να</span>ν</span> το</span> </span>θεοῦ</span> τ</span> </span>νουμενίᾳ</span> το</span> </span>δευτέρου </span>μηνός... </span>

в обоих случаях обыгрывается сходство освящения храма и Йом Киппур (в обоих случаях -- вход первосвященника во Святая Святых, жертвы за грехи... и т.д. вся наша эсхатологическая литургика, о нейже не леть есть ныне глаголати подробно).

оба календаря содержат два основных элемента: серию из трех 7-дневных циклов подряд и еще один 7-дневный цикл отдельно, -- плюс разрозненные деньки, что дает для общей продолжительности видений чуть более 30 дней. схемы следующие (календарь всегда с годом из 364 дней):

2 Baruch: 14.2 + 7 + 7 + 7 + 1 + 1 + 7 + 1 = 15.3 (тут классический календарь Юбилеев и DSS, с его датой 50цы 15-сивана и с началом года в среду).
4 Ezra: 1.2 + 1 + 7 + 7 + 7 + 1 + 7 + 3 = 4.3 (дата 50цы та же, что в 3 Варухе, и, как и в 3 Вар., начало года в воскресенье).

Апокалипсис Иоанна

эксплицитно не говорится о днях (кроме дня начала отсчета -- "день Господень", т.е. воскресенье), но все время какие-то смены декораций, причем, выделяется в самом начале (как в 2 Вар.) серия трех 7-членных периодов и потом еще один 7-членный. но дней больше -- не 31 (как в 2 Вар) и не 33 (как в 4 Езд.), а 37.

разбивка такая:

 

Apocalypse of John

Visions

 1:10

SP (Su)

1:9—3:22

7 letters

4:1—8:1

7 seals

8:2—11:19

7 trumpets

12:1—14:20

3 woman-Sion—beast—lamb

15:1—16:21

7 plagues

17:1—19:10

3 woman-Babylon—throne of God—bride of the Lamb

19:11—22:5

3 Angel—Resurrection—New Jerusalem

Σ

37



(про очевидное литургическое сходство с 4 Езд. не только отдельных эпизодов, а именно схемы, с освящением Храма -- Йом Киппур в одном флаконе, говорить не буду).

там, где в таблице циферки 3, идут серии трех видений, тесно связанных друг с другом, но разделенный в тексте настолько очевидно, что обычно по ним проходят границы глав. на содержании сейчас не останавливаюсь.

схема:
Starting Point + 7 + 7 + 7 + 3 + 7 + 3 + 3 = 50ца, причем, Starting Point = Sunday.

чтобы до 50цы поместилось 37 дней, нужно выбрать SP 1.2, а не 14.2.

но тогда вопрос: как этот день (1 ийяра) мб. воскресеньем? при начале года в среду это пятница, а при начале года в воскр. это вторник.

ответ мб. только один: в календаре с "разорванным нисаном", который реконструируется для евангелий (см. мою статью в этом сборнике). там 14 нисана вторник, а 15 нисана -- уже воскресенье; в промежутке -- так наз. "дни промежутка" (подлинное название, сохранившееся на греческом и на коптском) в количестве 4; это те же 4 дня, добавочные к 360, которые в календарях 1 Еноха и Юбилеев добавляются по одному в конце каждого квартала; тут они добавляются в предпасхальную седмицу.

итак, Апок. Иоанна подразумевает тот же календарь, который я реконструировал для евангелий, и который начинается в среду, но содержит 4 дня "промежутка" перед 15 нисана. видения начинаются в воскресенье 1 ийяра и заканчиваются в 50цу 4 сивана, воскресенье. дата 50цы -- та же, что в 3 Варухе (подразумевает отсчет семи недель от 15 нисана, а не от 26 нисана, 22 нисана или 16 нисана, как в других календарях).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments