Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Апокалипсис Авраама

реконструкция литургической структуры сложна тем, что при исчезновении Авраама с земли прекращается земной счет времени. (аналогично Апок. Иоанна, где только отмечен "день Господень"). в ранних и более "космологичных" апокалипсисах все этапы откровения скрупулезно отмечались цифрами. а здесь -- осталась линейка с делениями, но никаких цифр нет. цифры восстанавливаются, если найти максимально похожую линейку, но с цифрами. таковой является 3 Варух.

начальная сцена, как известно, -- 50ца, после 40-дневного похода. это давно замечено исследователями, благо, эксплицитно указано, что дело происходит на горе Хорив, т.е. Синай. добавлю, что в 15:7 упоминание "языков" -- традиционная тема 50цы (в 3 Вар очень подробная).

далее там такие события:

1. вознесение на верх небесного свода (седьмое небо),
2. видение меркавы, она же престол Божий в стиле Иезекииля,
3. богослужение с гимном, который поет Авраам (причем, это исключительное занятие: ангел говорит Аврааму only worship 17:5),
4. Авраам смотрит с 7-го неба вниз и видит все нижние небеса,
5. сцена Йом Киппур (см. теперь статью Орлова): Авраам смотрить в очистилище (см. мою статью о термине "образование/образ") -- делает это 7 раз (точнее, на 7-й раз, еще во время слов Божиих, объясняющих видение, Авраам оказывается на земле).

если брать аналогию с 3 Вар (и еще большим числом памятников, прежде всего, Храмовым свитком), то следующий большой праздник после 50цы -- еще через 7 недель; это праздник Нового вина. в 3 Варухе он связан с рассказом о грехопадении, где "древо лозное" (источник вина) -- это и есть древо познания добра и зла. в видениях Авраама та же самая идея (древо лозное).

теперь по хронологии -- накладываем схему АпокАвр на 3 Вар.

в 3 Вар (моя реконструкция для Urtext):

--после 50цы 40 дней -- до видения колесницы солнца и фениксов (дата 50цы в 3Вар 4.III, дата через 40 дней -- 13.IV)
--затем один день -- суббота (14.IV), никакого откровения (сейчас я подозреваю, что пение фениксов относится к нему -- аналогично пению Авраама в АпокАвр); в 3 Вар остались слова ангела Варуху "жди".
-- следующий день (15.IV) -- летнее солнцестояние, самая высокая точка эклиптики и Варухова путешествия по эклиптике: Варух видит всю небесную механику солнечного и лунного восхода-захода,
-- далее еще через 8 дней -- праздник Нового вина (NB в 3 Вар после 50цы повторяется специфический метод счета 7-ми недель, в котором исходной датой становится следующий день после праздника; для счета первой 50цы, после Пасхи, это имело в 3 Вар глубокий смысл, нотот же метод счета повторен и для второй -- и последней для 3 Вар -- 50цы).

праздник Нового вина в 3 Вар не имеет смысла Йом Киппур, т.к. Йом Киппур там будет в конце, в качестве последнего восьмого дня после 7-дневного чинопоследования, структурно сходного с тем, что здесь в АпокАвр.

АпокАвр уже не имеет жестких привязок к астрономии, поэтому колесница солнца у него становится меркавой -- престолом Божиим, а небес вместо трех вавилонских уже таки семь еврейских. но все укладывается в календарь, где:

364 дня в году,
начало года (1 нисана) в воскресенье),
счет 50 цы после Пасхи от 15 нисана,
дата 50цы -- 4 сивана, -- эти 4 особенности по 3 Варуху;
дата видения небесной колесницы (литургическая интерпретация этого акта -- завершение 40-дневного периода откровения на Синае, Исх. 24:18) -- 13 таммуза,
14 таммуза -- суббота (видимо, особо значимая как суббота перед летним солнцестоянием), день богослужения с пением Авраама,
15 таммуза -- летнее солнцестояние и важный литургический день (это вавилонская традиция в чистом виде; в 1Енохе и его кумранских производных ее нет, т.к. там 4 кардинальных даты сдинулись либо на 1 числа, либо на 31 числа соответствующих месяцев, чего в Месопотамии не обретохом; но в 3 Варухе держится MUL.APIN и т.п.); день, когда лучше всего посмотреть с самой высокой точки небесного свода вниз,
16-22 таммуза (7 дней, а не 8, как в 3Вар.) -- это остаток дней до праздника Нового вина, превратившегося в Йом Киппур. почему 7 -- потому что без изысков 3Вар, где вторые 7 недель считали не от 50цы, а от следующего дня (видимо, из-за важности симметрии с 8-дневным праздинкам Йом Киппур в месяце тишри; но наш ЙК -- 7дневный).

разбирать смысл 7-дневного ритуала не буду (в общем он понятен, в частностях неважен для реконструкции календарной схемы), а отмечу лишь то, что нашелся важный промежуточный этап в том сращении трех праздников воедино, котоое мы видим в евангелиях и в посл. к Евреям: где жертва Иисуса -- это и пасхальный агнец, и кровь завета (т.е. 50цы), и кровь, очищающая (т.е. ЙК).

этот этап, в купе с материалом 3 Вар. и большим досье про "кровь из древа" (эсхатологическое пророчество -- в 4 Езр и др.; о его вариантах и древнем отнесении к вину см. досье в моей статье про Чашу Соломона в Византинороссике), открывает, кажется, путь к разрешению главной (на мой взгляд) загадке в происхождении христианства: как мог установиться обычай пить кровь (в виде вина, но тут неважно) ради освящения, если в ВЗ кровь освящает только наружно, а пить ее никогда нельзя.

если грехопадение понимается как вкушение плода лозного (т.к. древо-то было древом лозным, согласно этим традициям), то мессианский праздник Нового вина получает значение обратное, т.е. вкушения во спасение. это можно отчасти понять уже из Храмового Свитка и 3 Вар, но именно в АпокАвр это вино уже вошло в чин Йом Киппур.

(не останавливаюсь здесь на проблеме повторяемости Йом Киппур в течение литургического года, т.к. уже опубликовал об этом статью Lourié, Basil. "Calendrical Implications in the 'Epistle to the Hebrews'." Revue Biblique 115/2 (2008) 245-265.).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments