Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

сегодняшняя проповедь

на 10-летие служения в нашем храме.
(на Кредо текста не будет, т.к. тема не вполне общезначимая).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня милостью Божией исполняется десять лет с того момента, как мы начали служить в этом храме. Первая литургия в этом храме была нами совершена 31 декабря 2000 года. Казалось бы – недавно, но прошло десять лет и весьма насыщенных. Может быть, поэтому и кажется, что недавно,— потому что слишком много событий происходило. Оглядываясь, мы видим, что кого-то уже нет по разным причинам. Кто-то и умер, особенно это касается старшего поколения. Из старейшего поколения тех, с кем мы начинали службы в этом храме, уже совершенно никого не осталось. Между тем, эти бабушки очень определяли вид нашего прихода в первые годы служения в храме. Но вот, ничего не поделаешь.
Мы должны молиться об упокоении их душ и о том, чтобы всем нам была на пользу и наша земная жизнь, и то, что мы можем служить в храме. Конечно, это надо ценить и понимать, что если мы не пользуемся для спасения души храмом, то есть не участвуем в богослужении, не стараемся всю остальную свою жизнь вне храма построить так, чтобы она ориентировалась на богослужение, то, значит, храм нам не полезен, а кому-то, кто здесь не делом занимается, он может быть и вреден, и поэтому храм может отняться тогда от нас.
Маленькая кучка людей, которая начинала служить в этом приходе 31 декабря 2000 года, конечно, для своих нужд в храме не нуждалась бы. Наоборот, гораздо легче служить в каком-нибудь домашнем помещении, куда десять человек, а то и пятнадцать, легко поместится, и нету столько всяких хлопот. А для чего нужен храм? Для чего люди становятся мучениками в попытках отстоять храм? Это было не только в нашем случае с о. Александром, а и за всю христианскую историю так бывает. Причем, даже в том случае, когда попытки оказывались неудачными, все равно Церковь причисляет таких мучеников к святым. Так было, например, в XVI-XVII веках, когда в Западной Руси спорили с католиками, но и раньше было между православными и еретиками, начиная с IV века.
Почему это так важно? Потому что храм – это важнейшее средство проповеди. Очень многие наши прихожане, в том числе здесь присутствующие, попали в наш приход не потому, что у них были какие-то знакомые, которые им что-то сообщили, и даже не потому, что они что-то прочитали в интернете, хотя у нас есть и такие прихожане – это вполне хорошие пути расширения прихода, – но много и таких, кто пришел просто в открытую церковь, посмотреть, что там происходит, и помолиться, а дальше уже постепенно вникли.
То есть это очень действенное средство проповеди, и за него надо сражаться, стараться не отдавать. Для христиан, которые располагают таким средством, существует заповедь, чтобы этим средством пользоваться. Нельзя просто отказаться, сказать, что мне это не нужно, что это лишние хлопоты, пусть храм забирает кто-нибудь другой. Так нельзя рассуждать, особенно, если речь идет о том, что храм попадет к еретикам.
И вот сегодня мы отметили это памятное событие – десятилетие служения – тем, что поставили чтеца для нашего храма. Бог даст, этот чтец будет впоследствии диаконом, но сейчас, по крайней мере, он стал чтецом. Во время поставления чтеца по уставу положено, чтобы чтец читал «Апостол» в том месте, где откроет архиерей, а архиерей открывает наугад. То есть здесь вот получается такое гадание по «Апостолу».
И сегодня, когда я в соответствии с уставом открыл «Апостол», то оказалось, что открыл то место в «Деяниях апостолов», где говорится, как Павел и Варнава пошли проповедовать в разные места, и собираются дальше идти проповедовать всему миру, и о том, что многими скорбьми надлежит нам внити в Царствие Небесное. Вот эта знаменитая фраза сегодня тоже была прочитана.
Это относится и к истории нашего храма, а особенно к началу этой истории – к убиению первого нашего настоятеля о.Александра. Но, конечно, надо понимать, что это относится и к будущему, потому что в христианской жизни не может быть такого времени, к которому эта фраза не относится. Если человек начинает жить без скорбей, то, как правило, это признак того, что он отпал от христианства, даже если внешних признаков отпадения нет. То есть это очень плохо, вообще говоря. Единственное исключение, когда это хорошо, – это когда человек живет в совершенном послушании кому-то.
Но у нас нет возможности, причем даже у монашествующих, жить в совершенном послушании отцу духовному, идти этим путем, на котором вначале скорбей очень много, а потом их, можно сказать, нет. Поэтому, если у нас такой возможности нет, то скорби – наше единственное спасение. И нам надо терпеть кому что приходится – опасности, страхи, болезни, которых особенно много у людей бывает, какие-то другие неожиданности, да и мало ли что.
Надо понимать, что все это для нашего спасения, что мы можем за собой понаблюдать, насколько мы быстро забываем о Боге, когда у нас все хорошо. И понять, что раз уж мы все-таки в Бога верим, значит, мы все-таки не хотим от Него отпасть, значит, мы все-таки должны хотеть того, что нас к этому располагает, – к тому, чтобы не отпасть, – и избегать того, что нас располагает отпасть.
Получается, что всякая спокойная жизнь нас как раз располагает отпасть от Бога. Если так, то тогда, конечно, такого покоя нам не надо, а нам нужен покой в Боге, с Богом, покой Божий, который есть Царствие Небесное, а на земле, как прочитал нам сегодня наш новопоставленный чтец, даруется только многими скорбями.
Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments