Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

по следам столпников (5)

продолжаем наш сериал про столпников, начатый в прошлом году. на этот раз была куда более тщательная экспедиция, почти настоящая.
первый объект -- столп неизвестного столпника в одном из четырех монастырей в Теланиссе, т.е. рядом с монастырем Симеона Столпника старшего.



впереди -- сохранившися части триумфальной арки в начале дороги, ведущей к столпу Симеона Старшего (я рассказывал о нем тут и тут). к сожалению, арка не вошла в охраняемый музейный комплекс, и по ведущим к ней мраморным (? во всяком случае, все равно хорошим) ступеням вот эти запечатленные справа рабы Божии волочат металлический плуг. они, конечно, по-совему правы: на этих скалах распахивают каждый клочок земли. местные жители, курды, трудолюбивы и приветливы.

а впереди по ту сторону асфальтированного шоссе видны руины целой сети монастырей, сложившихся вокруг святого Симеона. главных монастырей там было четыре, и они образовывали квадрат. 
были в них и свои столпники, от одного из них даже сохранился столп. он в тех развалинах, которые виднеются в правой части горизонта (правая дальняя часть квадрата). желтая грунтовая дорога -- это наш путь к столпу.



отправляемся по желтой дороге, которая хорошо видна на первой фотографии.






до нужных развалин еще довольно далеко.






вот, собственно, "правый дальний" монастырь. но нам нужен не сам монастырь, а столник, а это еще немного подальше.






вот старый монастырский колодец. вдалеке на горе виднеются развалины главного монастыря Симеона Столпника, от которого всё и началось.






на некоторых обломках сохранились кресты:






на стенах -- ленточный орнамент, фирменный стиль архитектуры церквей северной Сирии 6 века.






но остатки столпа нигде не находятся, потому что тут жили нормальные монахи, а не столпник.






вот так отсюда выглядят соседние монастыри. все время ощущение, что столп или мы пропустили, или местные жители успели утилизировать. хотя именно в этом месте особых трудностей с поисками нет. просто не все сразу.






наконец, вдалеке виднеется еще какая-то небольшая руина. обследуем и ее (на переднем плане -- возделанная земля, очищенная от камней и вспаханная; на такой земле тут выращивают оливковые деревья -- главную угрозу неохраняемым памятникам.






и вот он, столп. если присмотреться, то видно.






он значительно шире любой возможной здесь колонны и всегда один. а главное, на его вершине выдолблена крестовина, а по бокам сохраняются углубления. они использовались для крепления платформы, на которой стоял столпник. вот вершина столпа. крестовина на этой фотографии получилась не очень хорошо, но на самом столпе она четко присутствует. вершина столпа здесь прямо для учебника по столпничеству -- как правильно сделать столп.






сохранилось несколько частей столпа, они лежат рядом. как удалось понять, это не in situ. видимо, несколько лет назад тут немножко прибрали. в 1972 г. обломки столпа были разбросаны.






к самому столпу ведет вот эта арка, заложенная камнями. она была проделана в несохранившейся стене, ограждавшей территорию столпника, где была часовня, собственный колодец и еще что-то по мелочи (в одном из следующих выпусков будет аналогичный комплекс, сохранившийся почти полностью).



в 530-е годы монастыри Теланисса были насильственно переведены в Халкидонизм. в эти места специально приезжал Ефрем Амидский (многим известный как богослов), снабженный государственными полномочиями. большинство монахов покинуло монастыри, и столп опустел тогда же. халкидониты нашли, кем заселить монастыри, но не столп. со столпничеством в халкидонитской среде было туго, несмотря на великого столпника Симеона младшего под Антиохией.




два местных жителя едут на одной лошади. первый из них посылает смс-ку.





фотографии Анны Черновой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments