Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

по следам столпников (6): Кафр Дерьян

главным стимулом поехать еще раз в эти места был не посещенный год назад Кафр Дерьян -- единственный полностью сохранившийся комплекс того времени, когда столпничество стало привычным и органически вписалось в церковно-монастырское устройство. деревня Кафр-Дерьян (точнее, поселок городского типа, более 1000 жителей) находится к югу от св. Симеона Старшего (и теперь все эти объекты можно посмотреть вот на этой карте, сделанной Анной Черновой).

это место было подробно описано в книжке монахов-францисканцев, которые посещали его в 1971-72 годах, но почему-то не попало в более новую книжку об этих местах. это вызывало опасения о сохранности. координаты объектов францисканцы давали очень примерно. в стремлении ничего не пропустить приходилось прочесывать холмы на небольшом, ок. 300 м, расстоянии от края деревни. (можно сказать и иначе: дурная голова ногам покоя не дает). местность там всюду вот такая:





глина между камнями как раз размокла под дождем и засасывала каждый шаг. в нее можно было провалиться почти по колено.





а иногда встечались участки только из камней. попадались также каменные изгороди, регулирующие перемещения пасущегося в этих местах скота, но развалины монастыря так и не находились.





удалось найти неплохо сохранившийся колодец. таких рукотворных объектов в северной Сирии очень много, и они обычно никак не связаны с деятельностью монахов..





а затем еще один колодец, очень большой. постепенно стало ясно, что монастыря здесь нет. грешным делом я подумал, что это работа местных жителей, которые во время оно разобрали на стройматериалы остатки двух базилик 6 века (в начале 20 века от них еще что-то оставалось). одна из базилик была слегка описана в конце 19 века, но теперь на том месте нет ничего; в начале 70-х старики, беседовавшие с францисканцами, еще смутно помнили о ее существовании.





вот он, этот поселок. на мотоцикле едет местная семья. хотелось еще найти старую мечеть, у которой в качестве порога и в качестве надвратного камня использованы детали второй базилики 6 века (на надвратном камне -- греческая надпись о строительстве базилики в 577 г., а на пороговом камне -- какая-то сирийская надпись). мы, в результате, не успели всерьез этим заняться, так что и не знаем, сохранились ли эти камни. мы ехали по этим улицам, уже не надеясь, что монастырский комплекс сохранился, и хотели утешиться хотя бы мечетью.





но вместо мечети среди домов вдруг мелькнула верхушка какой-то развалины. вот он, монастырский комплекс возле столпа! было ясно, что поселок разросся, но он разросся настолько, что захватил холм с монастырем.

вот в этом здании на первом этаже была церковь, а на втором -- кельи. алтарь выдвигался из здания, так что над ним не было жилого помещения. это снимок сделан с противоположной алтарю стороны: тут вход и балкон над ним (т.е. столбы от балкона): 





здание в не самом плохом состоянии, хотя камни клали без всякого связующего раствора, землетрясения и время сильно искривили алтарную стену. три окна в алтарной стене -- во имя Святой Троицы (в 4 веке количество окон в алтаре стало маркером, отличающим православные церкви от арианских; в арианских было одно окно; почему-то в современных русских -- два, а вместо центрального окна теперь икона; что-то здесь антитриадологическое, ящетаю. еще ср. легенду о св. Варваре, которая тоже 4 века: в ее башне было сделано именно три окна). 





сохранился каменный узор на камне свода.





внутри видно, как крепились деревянные перекрытия между двумя этажами. а это колодец на первом этаже, возле него -- кожаное ведро, колодец функционирует. в подвале было хранилище воды.





остатки столпа лежат прямо возле храма. здесь видны три части, вероятно, от одного барабана. но верхушка куда-то пропала. высота колонны столпа составляла ок. 7 м, а общая высота столпа -- с основанием и цоколем -- 8 м.





на первом плане -- могила столпника. он был похоронен прямо рядом со столпом. этого столпника мы знаем, т.к. он попал в исторический документ. 17 мая 567 года в большом монастыре Батабу состоялся собор с участием более 40 монашеских и церковных лидеров монофизитов. этот собор стал одним из первых осуждений ереси тритеитов, которая зародилась в антихалкидонитской среде, но вскоре перекинулась и в халкидонитскую. в Батабу собирались антихалкидониты, верные монофизитскому патриарху Антиохии Павлу Бет-Уккаме. нашему столпнику Ионе принадлежит 22-я подпись под соборным документом, где он подписался как "Иона, архимандрит, который стоит на столпе в деревне Кафр-Дерьян". выходит, ради такого дела, он сошел со столпа и пару часов шел пешком до места собора.

хорошо видны также два столбика перед входом в храм. эти столбики, а точнее, балкон, который на них держался, -- важнейший механизм монастырского управления. с этого балкона можно было разговаривать с архимандритом, который не сходил со столпа.





основание столпа. у него была своя канализационная система (углубление на краю). дырка в середине -- от железного стержня, на котором фиксировался цоколь.





вот еще кусочек столпа вмонтирован в изгородь. по диаметру подходит. видимо, это была нижняя часть.





ворота -- вход в монастырь (с восточной стороны). стена, в которой он был, не сохранилась, и на ее месте -- обычная изгородь противоскотного назначения.





и еще раз весь комплекс. видно, как близко к нему подступила деревня.





Фотографии Анны Черновой
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments