Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Сирия, но без столпников: Латакия -- Лаодикия и Угарит

в этом городе не так давно были всякие уличные безобразия, но я там побывал чуть раньше, тоже, впрочем, в этом году.

фотография сделана с узкого мыса, выдающегося в Средиземное море. видимо, этот мыс был хорошо освоен древними мореплавателями. и не только мореплавателями. это как раз сюда было написано особо любимое Достоевским письмо: И Ангелу Лаодикийской церкви напиши... знаю твои дела; ты ни холоден ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (по-славянски еще лучше: ...изблевати тя из уст Моих имам).




разделительная полоса засажена пальмами (ужас! несмотря на весь груз прочитанного, я продолжаю воспринимать пальмы как признак местности, пригодной только для выращивания "колониальных товаров", а никак не для жизни).




есть разные причины заехать в Лаодикию. последняя из них -- Лаодикия как таковая. от нее осталось всего ничего из мраморных осколков в музее, да базальтовых колонн. даже развалин сколько-нибудь цельных нет. но зато есть -- Угарит. это в расположенной рядом с городом деревне Рас-Шамра. Не могу сказать, зачем, но зачем-то на эти прибрежные холмы в 1920-е годы полезли археологи. Ну, полезли и полезли. Никто же не ожидал... вопщем, в 1928 посыпались глиняные таблички -- с клинописью. Но очень скоро выяснилось, что клинопись не настоящая, а всего лишь 30 знаков -- т.е. клинопись, переделанная в семитский алфавит. уже в 1930-е годы пошли публикации клинописных архивов Рас-Шамры. Очень увлекательно читать Виролло о том, как ему пришло в голову прочитать эти таблички после того, как от них отказались специалисты по известным к тому времени клинописным языкам.

Теперь таблички в музее, а место раскопок -- это очень большая площадь -- тоже музей под открытым небом. вход в него такой:

справа там фотография Башара Асада -- президента Сирии. дай ему Бог здоровья и справиться с нынешним кризисом./>

знаменитый вход в царский дворец:

сохранилось несколько больших кусков поселения: царский дворец с примыкающими службами -- это один холм. на другом холме -- центр города с торговой площадью. еще есть кладбище. и еще чево-то по мелочи.


в этих прекрасных домах (их планировку и число легче понять на плане, чем на местности :-) жили злейшие язычники -- этим и интересны. дело в том, что их язычество близко соответствовало тому, что было бы религией иудеев, если бы у них не было того, что у них было. 




но все же у жителей этих домов оставалось немало общего с тем и с теми, о ком говорит Библия. поэтому сейчас считается, что любой библеист должен прочитать все угаритские литературные тексты (их не так много: полный научный русский перевод Шифмана уместился в два тома (см. в разделе "Переводы" здесь), а также овладеть основами угаритского языка. если ты учил другие семитские языки, то это сделать очень просто (и столь же просто потом забыть), но, разумеется, стать настоящим специалистом по угаритскому языку, как и по любому другому, вовсе не просто ))



одна из библейских фигур, которая особенно часто заставляет обращаться к Угариту, -- пророк Даниил, о котором куча различных преданий в одних уже только еврейских древностях. но Угарит добавляет масла в огонь. там этот Данел тоже немаловажный персонаж.



мне пришлось в это вникнуть, когда писал вот эту статью (до сих пор еще не опубликованную).

вот тут у них, если не ошибаюсь, было что-то вроде форума.


это тоже все там же.







тут вот справа ступеньки видны.




а вот редкий случай, когда осталось что-то большое и целое: в большом жилом доме справа -- каменный сосуд для воды.




вот он поближе:




эта дорожка ведет на холм, где археологи идентифицировали знаменитый в той местности храм Ваала. о тамошних жертвоприношениях много кое-чего говорится в Библии.




если я не путаю, то вот он, этот храм. тут все еще ведутся раскопки.  кстати, и таблички продолжают находить, хотя уже не такими кучами. на переднем плане -- присыпанный песком полиэтилен (раскопки законсервированы на зиму; на дворе январь).




а это дом какого-то купца.




приятно побродить по этим развалинам, но душа просит табличек. за ними надо ехать в музей, это в самом центре города.




по пути проезжаем маронитский собор. еще была какая-то церковь Антиохийского патриархата (Кажется, Архангелов -- обоих или только Гавриила, забыл; лень искать фотографию, если вообще она была сделана).




Археологический музей прекрасен, но любого посетителя в ближайшие годы там ждет облом: он закрыт на реконструкцию. можно погулять только во дворике, где, впрочем, тоже есть всякие интересности.

вот это кусок византийской надписи на двух языках -- греческом и грузинском. почему грузинский? мне непонятно. она относится к императорам Роману и Зое, то есть к периоду с 960 по 968. точную дату я не разобрал, хотя, кажется, она тут есть. в это время Византия воевала с арабами в северной Сирии, в этих местах, примерно; но неудачно. так что суть этой надписи мне неясна, а поясняющих табличек, разумеется, нет. красный предмет сверху -- огнетушитель.




античный саркофаг в том же дворике музея. верх украшен, как видит испорченный глаз современного человека, эмбрионами различных животных.




а вообще центр города выглядит как-то так:.




два рекламных щита, призывающих не мусорить в городе. знали бы эти рекламщики, что через пару месяцев тут появятся снайперы на крышах. впрочем, говорят, их успешно ликвидировали.




набережная возле порта -- довольно типичное для приморских городов место прогулок.



(фото Анны Черновой)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments