Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

"Пастырь" Ермы

что я думаю (пока что) о календаре этой книги.
сырые тезисы и догадки.

1 там так часто возникают всякие приблизительные числа ("через несколько дней" и т.п.), что возникает вопрос, не является ли поздним искажением. -- думаю, не является. потому что греческий текст (сам по себе кажущийся ненадежным) подтверждается латинскими переводами (первый из них -- 2 века, это круто; другой ок. 400), а также эфиопским переводом с греч. (в данном случае, это важно, т.к. известный перевод относится к раннему кругу Аксумских переводов -- с 4 до 7 века; есть еще 2, кажется, рукописи, одна не указана в CPG, про которые кто-то смутно указывал, что там мб. другой перевод); есть еще коптский перевод, но у меня нет под рукой (еще есть фрагмент перевода на среднеиранский, но, кажется -- слишком мелкий). -- в календарно-значимых местах переводы подтверждают имеющийся текст, так что работать приходится именно с ним.

2. раздел "Заповеди" вообще не содержит календарной информации, но связан с темами суда, выполняя роль уголовного кодекса.

3. разделы "Видения" и "Притчи" содержат разную календарную информацию, несмотря на сходство отдельных тем. это доказывается (только) литургически. в "Подобиях" -- сначала упоминается какой-то пост, а потом идут темы Йом Киппур с Михаилом-первосвященником, что очень близко воспроизводит Йом Киппур из 3 Варуха. в "Видениях" -- темы суда-Нового Вина и, в начале, как мне кажется, 50цы (книга).

4. коротЭнько, материал там, примерно, такой:

 

Pastor

Date

Contents

Notes

Vis I, 1 + 2

unspecified

Rhode followed by the Church

On the criteria of judgement

Vis II, 1

After 1 year

book

Cf. Sybilla of Cumae

Vis II, 2

15 days of fasting

 

 

Vis II, 4

Hermas slept (night)

 

 

Ibidem

Vision after night.

 

 

Vis III, 1,2

 νηστεύσας πολλάκις καὶ δεηθεὶς τοῦ κυρίου, ἵνα μοι φανερώσῃ τὴν ἀποκάλυψιν

In night, then – at 6th hour the vision

Tabernacle

Criteria of judgement, places on the right and on the left...

Vis III, 10

After 1 day of fasting, in the night

Young man.

 

Vis IV, 1

After 20 days

 

 

Mand – no calendrical contents at all.

Sim I

Unspecified

About Patria

Cf. Egypt/Exodus motive

Sim II

Unspecified

Tree of vine

Cf New Wine/Judgement feast

Sim III

Unspecified

Winter, trees

Judgement

Sim IV

Unspecified

Continuation...

Judgement

Sim V

Statio / 1. Νηστεύων

On a mountain. On the vineyard.

Judgement

Sim VI

Unspecified

At home; vision of the Shepherd.

 

Sim VII, 1

Μετὰ ἡμέρας ὀλίγας εἰδον αὐτὸν εἰς τὸ πεδίον τὸ αὐτό, ὅπου καὶ τοὺ ποιμένας ἐωράκειν, </span>

 

 

Sim VIII

The same day

Willow tree and its twigs; VIII, 3: Michael (VIII,2: before the altar; thus, he is the High Priest)

Cf. Lulab !!!

Michael and Judgement: cf. 3 Baruch!

Sim VIII,10 = IX,1

Τὰ δὲ λοιπὰ ἐπιδείξω μετ’ ὀλίγας ἡμέρας.

Final of the judgement scene.

 

Sim IX, 5,6

καὶ μετ’ ὀλίγας ἡμέρας ἤλθομεν εἰς τὸν τόπον, οὗ κεκαθίκαμεν, 

 

 

Sim IX, 7,7

καὶ μετὰ ἡμέρας δύο ἤλθομεν πρὸς τὸν πύργον </span>

 

 

Sim IX, 10-11

Evening, night, morning

End of the Tower vision.

 

Sim X, 1,1

Postquam perscripseram librum hunc, venit nuntius ille, qui me tradiderat huic pastori, in domum, in qua eram, et sonsedit supra lectum, et adstitit ad dexteram hic pastor. 

Epilogue

 

 



5. интервалы, упоминаемые в "Подобиях", не стоь уж криминальны, т.к. они разделяют дни, которые индивидуально неотличимы. скажем, если цикл Й-К начинается 3.VII (то, что стало постом Гедалии-Годолии, но эта дата есть в 3 Вар. тоже), то до 10.VII там можно будет набрать до 10 числа несколько раз по "нескольку дней". если же попытаться толковать последовательность более буквально, то имеем: 3 раза по нескольку дней + 2 дня = не менее 11 дней и вряд ли более 17; многовато для дней тишри до 10, но, возможно, до 15.VII (соединение Йом Киппур и Суккот -- это еще еврейский тренд, продолженный христианством). тем более, что в одном из видений фигурирует Скиния.

поэтому пока что мне кажется, что "Подобия" -- это осенний цикл праздников.

6. а "Видения" -- от 50цы до Нового Вина (второй 50цы, с ярко выраженной семантикой суда, обретенной еще в иудейской предыстории этого праздника, совершавшегося на 50й день после 50цы).

конечно, это "постился часто" в Vis II,1,2 как мера времени -- это жуть. по моей гипотезе -- это указание на 2 недели.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments