Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Иосиф и Асенеф

календарь и литургика.

1. траур Асенефы: это все-таки совершенно определенный литургический ритуал (а не спонтанное действие), аналогичный посту Есфири в дни пасхи (и посту Товита в дни пятидесятницы). см. "Мемориал Анни Жобер", где в моей статье, стр. 129, прим. 61, ссылка на статью Коллинз про Есфирь, где соотвествующая библиография (пепел, одежды и т.п. -- в связи с постом Есфири; у Коллинз ссылки на иудейские источники). моя статья касается и вообще этого обычая постов внутри праздника.

2. башня: название храма, исторически происходящее от вавилонского зиккурата (ср. 1 Еноха). -- краткая библиография в прим. 66 в моей статье про Лалибелу.

3. архитектура башни Асенефы из 7 + 3 покоев: 10 покоев храма -- это какая-то аналогия со схемой 10 небес (есть и такая; наиболее полный обзор -- у Кулика в его комментарии на 3 Варух, 2009). относительно храма с 7 покоями (а это главная схема для Асенеф) -- см. мою статью про Посл. к Евреям (там еще одна параллель мною забыта просто в силу присущей мне неряшливости: храм макаринов, восходящий к иудейскому прототипу Апокалипсиса Зосимы).

разумеется, это недалеко от иудейской мистики, связанной с будущей литературой хехалот (где 7 небес -- "дворцов").

4. базовая литургическая интерпретация: 7-дневный праздник Кущей (сбора плодов -- см. цель визита Иосифа), превращенный в пост и покаяние. кроме того, воспоминание Иосифа на Йом Киппур -- см. Книгу Юбилеев.

указываются четко дни недели -- от 1 (вскр.) до 7 (суббота). о связи субботы со смертью и т.п. в период Второго Храма см. мою статью в Мемориале Жобер. прикрепленность дней недели к дням праздника (15-22 тишри) -- четкий признак календаря с годом из 364 дней (вопрос о конкретной структуре этого календаря остается, в целом, открытым, но отчасти детерминированным требованием 15 тишри = вскр., 21 тишри = сб.).

5. литургические особенности, специфичные для ИА:

5.1. субботняя трапеза -- хлеб, вино, сот; связано с нетлением и воскресением, т.е. род пасхальной трапезы (15 тишри как дублет пасхи -- это очень общая особенность еврейских литургий эпохи Второго Храма; она осталась и в христианстве в виде праздника Воскресения словущего и Воздвижения). воскресение Христово как суббота (т.к. ночь с субботы на вскр. -- это суббота по типичному для календаря 364 счету суток) -- см. в моей статье про Послание к Евреям.

5.2. изменение структуры праздника: вводятся дополнительные радостные 7 дней в компенсацию законных 7 дней праздника, потраченных на пост. с этим может быть связано и постоянное присутствие числа 18 (не символическим это число быть не может). т.е. вместо одного праздника 22 тишри (шмини ацарет -- "праздничное собрание в восьмой (день)") -- целая неделя празднования.

получается праздник с 15 по 28 тишри, но подразумевается и покаянная тематика Йом Киппур (и тут опять общая тенденция эпохи Второго Храма: слияние Йом Киппур и Суккот в единый литургический цикл). Йом Киппур (10 тишри) + 18 дней = 28 тишри.

число 18 -- хоть и "шифр", но он эксплицирует Йом Киппур, день воспоминания Иосифа (его продажи братьями).

6. жанр -- агиографический нарратив на праздник (аналогично пяти "свиткам", Юдифи, Товиту, 3 и 4 Макк; в христианстве такие нарративы стали получать форму панегириков, но это не ранее 4 века). в данном случае праздник -- это Йом Киппур с новой структурой литургического цикла в течение 18 дней после 10 тишри.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments