Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Second Temple Judaism

научная тусовка вокруг эпохи Второго Храма не перестает меня удивлять своими уникальными свойствами. думаю, так вышло потому, что проблема новая, но, в отличие от других новых проблем, ей занимаются люди с бэкграундом старых научных школ. все эти школы уже выработали когда-то свой подход к действительности эпохи Второго Храма, но все сошлись на том, что у каждой ее стандартный подход -- неадекватный. поэтому все ходят в растерянности и с надеждой слушают друг друга. вот это и уникально: что так внимательно слушают друг друга при такой разности школ (и именно по причине разности школ).

свой взгляд был у специалистов по иудаике, но оказалось, что в период Второго Храма было слишком много такого, чего потом не стало в талмудическом иудаизме. свой взгляд был у историков христианства, но оказалось, что христианство -- это тоже один из Second Temple Judaisms, и именно этот контекст для НЗ является его исторической родиной. наконец, влилась новая дисциплина -- кумранистика, где много своей собственной специфики. и вся эта гремучая смесь переоткрыла для себя и для мира псевдоэпиграфическую литературу ВЗ, которая автоматически попадает в центр общих дискуссий.

процесс пошел в 1950-е годы, но пока совершенно не думает останавливаться. все время открываются новые горизонты, а иногда еще -- даже новые тексты. это, впрочем, неудивительно, т.к. даже кумранские рукописи в полном объеме стали доступны лишь в 90-е годы (а 2 года назад нашли -- на базаре у арабов -- еще 1 маленький арамейский фрагмент 1Еноха, тоже из Кумрана; т.к. часть рукописей была разворована бедуинами, такие находки возможны и впредь). да и коптские фрагменты 2Еноха (до этого известного только на славянском) были идентифицированы 2 года назад (теперь Йост Хаген, который их нашел, вместе с Людмилой Навтанович, которая готовит критическое издание славянской версии, обсудили разночтения коптского и славянского и пришли к каким-то общим выводам относительно их происхождения; это мне тут Йост сказал; он аж специально ездил к Людмиле в Барселону).

в отличие от патрологической тусовки, тут очень много ученых без ясно выраженных религиозных предпочтений, но все же их меньше, чем кажется. просто религиозную мотивированность тут совсем не принято афишировать (не говоря о том, что в самих научных занятиях она не должна проявляться), в отличие от оксфордских патрологических конференций. один специалист по Кумрану меня поразил тем, что бывал в России -- в Москве и почему-то в Иркутске в 1998. оказалось, что он преподавал волонтером на каких-то двухнедельных курсах ВЗ; как я понимаю, это баптисты устраивали, а он в США работает преподавателем ВЗ. конечно, у стариков-востоковедов, молодость которых пришлась на годы войны, хотя бы второй мировой, если не первой, бывали биографии и покруче, но и в нашем поколении среди ученых есть довольно живая публика.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments