Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

серьезные аргументы против кремации

имеются у раввинов и у вл. Григория Граббе.

забавно, что аргументация в обоих случаях дается с противоположных сторон: для одних мертвое тело -- источник ритуальной нечистоты, а для других -- потенциальный ресурс святых мощей.

Граббе пишет, что писаного запрета кремации нет, но раз кремации нет в обычае, то она, значит (тоже специфическая логика), запрещена.

но тут надо сказать, что святоотеческие прецеденты христианского отношения к собственному мертвому телу имеются: выбросить куда подальше, чтобы никто не видел, и даже в землю не погребать. так у св. Арсения в начале 5 века и у Нила Сорского в 1508 (год его смерти). православная аскетическая традиция заповедала полное и даже нарочитое пренебрежение к своему собственному мертвому телу. этого не могло бы быть, если бы какие-то способы погребения считались абсолютно недопустимыми в религиозном смысле, или, тем более, если бы те или иные процедуры удаления мертвого тела обладали собственным религиозным значением. но, естественно, что там, где христианство понимается как фактор социальной идентификации, а не религиозное явление, погребальные ритуалы становятся очень важными, т.к. они и всегда находятся в числе социально наиболее важных.

аскетическое христианство находится если не во внешнем, то во внутреннем конфликте со всеми без исключения человеческими обществами, кроме собственной идеальной общины (в неидеальной реальности такая община тоже не совсем бывает). это легче всего заметить по наиболее чувствительным для общества областям, к которым всегда относятся ритуалы инициации и смерти.

подробно о том, почему, с христианской т.зр., судьба мертвого тела безразлична, можно понять из соответствующих глав "Об устроении человека" Григория Нисского: для воскресения все равно все соберется так, как должно быть.

поэтому борьба против кремации -- это просто борьба за субкультурную идентичность. к христианству, как я думаю, она религиозного отношения не имеет.

аналогичные рассуждения можно построить и для обряда христианской инициации (крещения). каких младенцев и взрослых христиане имеют право крестить согласно церковным установлениям, и каких крестят на практике?..

(отменяю комментарии, т.к. постинг на религиозную тему, а я таких дискуссий у себя в журнале не люблю).
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author