будучи этим летом в очередной раз на Соловках, окончательно осознал, что начавшееся у меня лет 25 назад эмоциональное отрицание Флоренского было юношеским максимализмом, который у меня затянулся до стадии дебильности. возвращаюсь к своему детскому представлению о нем: это был гениальный и по-хорошему верующий человек, приявший мученическую кончину.
что касается его "Столпа" и некоторых сопутствующих сочинений, в тч. его еретического "имяславия" (которые было настоящим имябожием -- верой в магию, выраженной у него еще до имяславческих споров в статье "Около Хомякова"), -- то они, конечно, еретические, еще раз скажу, но, прежде всего, чушь собачья. надо просто помнить, сколько человеку было лет: он 1889 года рождения (дата по памяти). уже в начале 20-х у него пошли другие мысли, а потом еще была длинная жизнь в лагере. вряд ли оккультные теории и практики "Столпа" на ней как-либо сказывались.
по молодости лет он согрешил общераспространенным увлечением его времени -- оккультизмом. написал этот безумный "Столп". но мудро о Флоренском отозвался тогдашний ректор МДА Феодор Поздеевский (это я читал, кажется, в мемуарах Лосева каких-то). на вопрос, почему такой Флоренский -- а не кто-либо другой из профессуры МДА -- был назначен редактором "Богословского Вестника", Феодор Поздеевский ответил: "Этот хотя бы во что-то верует". кстати, БВ при Флоренском был одним из самых лучших русских научных журналов в своей и несвоей области (напр., там была при Флоренском опубликована очень важная статья молодого Федора Андреева, будущего новомученика, о славянофилах).
PS мои любимые работы Флоренского -- "Обратная перспектива" (только этот раздел его большого труда) и "Мнимости в геометрии". при этом в каждой из них есть что-то, с чем я не согласен, и что-то, что меня раздражает. но так всегда бывает по отношению к близким людям: они не могут не раздражать. еще я должен признаться, что читал несколько его статей про диэлектрики, но ничего уже оттуда не помню. дело было году в 79 или 80. но их читать было хотя бы интересно, в отличие от "Столпа", который я не читал, а только пролистывал.
еще лет в 18 меня поразила и запомнилась как руководство к действию одна фраза Флоренского. точной формулировки не помню, а смысл такой: всякое дело становится интересным, если в него всмотреться как следует.