Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

еще раз слегка о богословии

традиционное для схоластики понимание Бога как actus purus подразумевает, что Бог -- это некоторый предел свойств, а точнее, предел суммы свойств. такой вот Бог-Интеграл.
мб., отсюда пришла в голову Ньютону идея бесконечно малых (другой создатель дифференциального исчисления, Лейбниц, вероятно, пришел к этой идее иначе).

Бог-Интеграл -- это Бог как абсолютное Благо, Ведение и т.д., т.е. все по святым отцам, но ровно наполовину (а вторая половина отбрасывается). в такой парадигме Богу приписывается абсолютное бытие, но Ему нельзя приписать абсолютное небытие -- и в этом и состоит разрыв схоластики с (нежно ею любимым, но не усвоенным) Дионисием Ареопагитом.

с христианской (т.е. строго христианской, православной) т.зрения, Бог-Интеграл -- это языческая иллюзия, наподобие Единого платоников. конечно, в ней есть какая-то истинность, она находит экспериментальное подтверждение, но то же самое можно сказать о любых языческих богах и о шаманизме. см. подробно Куайна, "Две догмы эмпиризма".

религиозная вера требует иного: не относительной истинности, а только абсолютной.

относительная истинность -- это когда полупустой стакан (каков он с религиозной т.зр.) объявляется полуполным (каков он с практически-житейской т.зр.: ведь любая религия способна приносить житейскую пользу). а для абсолютной истинности нужен именно и только полностью полный стакан.

в науке такого не бывает, и в человеческий разум он тоже не влезает. а зачем тогда разум? какая роль остается у него? есть ли в ней место логике?

"византийская философия" (в "моем" смысле слова) отвечает: да.

она не знает бесконечно малых и не увлекается пределами сумм, т.е. тем, чего нет за пределами человеческого воображения. она исходит из реальности.

а реальность, как она выяснила, такова, что любое ее *абсолютно* адекватное объективистское описание (т.е. такое описание, которое не включает эксплицитно описывающий субъект) может быть выстроено только как логическая конъюнкция ряда свойств с отрицанием каждого из этих свойств.

но более традиционным для церковной традиции является, разумеется, необъективирующее описание. о его формальном представлении поговорим в другой раз, ин ша Алла.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments