Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

"усталость от церковности" с субъективной стороны

в моем прошлом постинге речь шла о явлении, увиденном со стороны, а читатели стали примерять на свой личный опыт. а так нельзя. там было про статистику, и это годится для описания только среднестатистического человека, которого, как известно, не существует (что не отменяет его полезности в качестве модели). тогда я говорил о функционировании церковных общин. кто этим интересуется, тому понятно, о чем речь; кто интересуется только своей личной жизнью, тому непонятно. причем, даже и общинная жизнь определяется не тем, чего статистически больше. она определяется -- в первую (хотя и не в последнюю; т.е. не только этим) очередь -- религиозными фанатиками. (слово "фанатик" тут не имеет отрицательных коннотаций, а только в описательном значении). масса фанатиков в церковных общинах составляет пропорцию, близкую к массе ДНК по сравнению с остальной массой тела, но и значение у нее -- сопоставимое с ДНК; подчеркиваю, что ДНК далеко не полностью предопределяет свойства тела. и это правильно: в каждой области тон должны задавать те, для кого это дело жизни, -- т.е. фанатики соответствующего рода деятельности.

большинство людей -- это те, что фанатиками не являются; их можно назвать нерелигиозными людьми по их психологическому настрою. однако, из них получается большинство (думаю, что именно большинство) хороших верующих и немало святых. это люди, которые приступили к церковной жизни в результате второго и третьего видов призвания, как классифицировали их египетские отцы в 4-5 веках: т.е. либо в подражание кому-то, либо от стесненных обстоятельств (эти причины могут и сочетаться). если они продолжат начатое -- то есть так и привыкнут работать надо собой, -- то они не захотят расцерковляться, а уж духовная ценность и подлинность их опыта будет зависеть от разных факторов, которые я обсуждать не хочу.

с фанатиками происходит несколько иначе. это те, кто ощутили, по той же египетской классификации, первый род призвания -- непосредственно от Бога. это не значит, что они святее, т.к. важно не то, с чего ты начал, а то, чем ты кончил; напр., первым родом призвания был призван Иуда, но с ним вышло совсем нехорошо. первый род призвания может сочетаться со вторым (подражание кому-то; типичные примеры -- многие подражатели Антонию Великому в пустынножительстве или Симеону Столпнику в столпничестве).

довольно часто встречаются люди, которых "вдруг" совершенно поворачивает на религии, и они пытаются соответствующим образом выстроить свою жизнь. для них не существует опции ходить в церковь время от времени, что-нибудь соблюдать дома, но при этом жить нормальной человеческой жизнью. это и не хорошо, и не плохо, а просто одно из возможных человеческих устроений. самому человеку при этом кажется, что у него призвание первого рода. это очень может быть. но все таки первая рабочая гипотеза -- что это просто истерия (мб. и что-то покруче, но я тут не буду рассматривать тяжелые психические расстройства, беззастенчиво упрощая реальную проблему). призвание первого рода тоже легко может сочетаться с истерией, поэтому вопрос стоит так: если истерию мы уберем или хотя бы отодвинем -- то останется ли призвание?

стандартным и опробованным веками фильтром для истерии является время -- время пребывания в достаточно тесном коллективе. (если такого коллектива нет, то такой фильтр не поставить). обычно достаточно трех лет. если эти три года проходят не в социальном вакууме, а в социальном трении, то они принесут достаточно много очень неприятных именно для истерического типа ситуаций, и за три года человек с истерической мотивацией почти наверняка куда-нибудь слиняет. поэтому, кстати, именно три года -- наиболее популярный срок послушничества перед монашеским постригом. если же человек -- истерик, но религиозная мотивация у него не истерическая, то он не слиняет, несмотря на чрезвычайный дискомфорт. вполне возможно, что даже и истерии у него при этом не убавится. 

трехлетняя фильтрация эффективна и для некоторых других ложных мотиваций, но почти ни для какой не эффективна в такой степени, как для истерической. 

поэтому если чувствуешь призвание, то не надо бояться психологического дискомфорта. от него -- в итоге (не сразу :-) -- будет гораздо лучше. ну а дальше, конечно, не надо смотреть ни на кого из окружающих и не надо смотреть также и на себя, а надо идти только за призванием, используя только сертифицированные средства навигации (только святоотеческую аскетику, что подразумевает ее использование с рассуждением -- а не от ветра главы своея). это нисколько не избавит тебя ни от эмоций, ни от личностных патологий (они могут лишь несколько откорректироваться; но могут и новые появиться) -- но другого пути совершенно никакого нет, и это уже независимо от рода призвания по египетскому счету. абстрагироваться от себя трудно, и для этого нам постоянно нужны так называемые "трудные обстоятельства".

(если кому-то показалось, что я изложил идеи христианской йоги и нирваны, то он по какой-то причине не уловил, что я тут подразумевал по умолчанию; если это осталось непонятным даже после прочтения этого предупреждения, то такой человек напрасно читал весь этот текст -- он написан не для него).


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments