Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

православная философия?

в Америке на этот раз у меня было очень много философских впечатлений. всего даже и не рассказать. расскажу пока о двух: одно забавное, а другое важное.

забавное: впервые встретил человека, который знает мою ИВФ только по сербскому переводу. нашел этот перевод своего читателя! )) (человек вполне серьезный и научный, давно живет в США, но сербский -- его родной язык).

важное: неожиданно для себя зачитался Nicholas Rescher'ом. изначально (из России) он мне был чрезвычайно интересен своими разработками в области логики преференций -- здесь он был первооткрывателем целого типа модальных логик, ортогонального, если можно так сказать, к "абсолютным" модальным логикам Аристотеля-Лейбница-фон Вригта и др.
но тут он открылся мне совершенно с другой стороны. неожиданно для себя я обнаружил у него вот эту книгу: Scholastic Meditations (2005), которая весьма интересна и по существу, и, еще более, по методологии.

Решер всерьез считает себя продолжателем философов-схоластов и вообще великой традиции "католической философии" (ей посвящены последние две главы книги). я был привычен к католическому персонализму (который вызывает много добрых чувств, особенно жалости, но уважения среди них не так много) и к неотомизму (который вызывает огромное уважение, ему лично я много обязан, но это лишь самый поверхностный слой философии патристики, хотя и прекрасно разработанный), а тут -- настоящий современный аналитический философ, причем, из "столпов", у которого в книжках много формул и весьма мало художественно-религиозного свиста -- и нА тебе. меня это очень впечатлило и вдохновило.

кстати, получается, что и православная философия возможна. собственно, византийская философия (в смысле ИВФ -- это она и есть). католическая философия, как ее определяет Решер, отграничивая от католического богословия, -- это нечто вроде ее (православной философии) периферической и наиболее близкой к классической части (но и она не вполне классическая, если понимать под "классикой" совместимость с Аристотелем).

православная философия -- это не догматы какие-либо, а просто система философских концепций, созданная православными богословами для их богословских целей, но при этом, сама по себе, именно светская, а не богословская. ее можно понять безотносительно к пониманию богословия и безотносительно к вере.

еще недавно я бы сказал, что "православная философия" -- сродни "православной математике" и "мичуринской биологии" (Лысенко). но теперь скажу иначе. все-таки вклад православных в разработку специфической философии -- имеет место. таки да.

впрочем, в трактовке Nonexistents я с Решером не соглашусь. он считает, что фиктивные объекты фрагментарны и познавательно исчерпаемы, так что никогда нельзя будет узнать, стриг ли Санчо Пансо усы, а если кто-то и мог об этом судить компетентно, то лишь Сервантес. я-то считаю, что мнение Сервантеса не так уж и важно, не важнее прочих возможных специалистов, а насчет усов далеко не фиктивных наших не очень давних предков мы точно так же не можем ничего узнать. познавательную неисчерпаемость литературных персонажей доказывают многие поколения литературоведов, труд которых не очень отличается от трудов историков -- для которых исторические персонажи тоже суть литературные персонажи разных хроник и документов. с другой стороны, реальный мир также лишен полной определенности, причем, наряду с ограничениями возможностей познания, существуют физические ограничения вроде принципа Гейзенберга (а, по правде говоря, я думаю, что когнитивные и онтологические ограничения имеют общую природу, т.е. сам процесс нашего познания как-то вписывается в онтологию окружающего мира -- но это уже другая история...).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments