Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Богословие в пределах только аналитической философии (5)

5.Существование твари
 
При таком понимании Бога, как у Ареопагита, главной проблемой оказывается описать существование твари, не впадая при этом в пантеизм. Запрещенным ходом является также традиционное античное представление о Боге как творце только форм из совечной Богу материи. Но какое отношение абсолютно запредельный Бог может иметь к ограниченной всевозможными пределами тварному миру?
Бог — «причина» тварного мира, материального и нематериального, пребывающая в нем постоянно своими «исхождениями» и, таким образом, поддерживающая и сохраняющая мир (подтверждающие цитаты пропущу, т.к. их много, и они общеизвестны).
Но все равно из таких деклараций еще непонятно, что составляет собственно отношение тварного к нетварному. Ведь, очевидно, нетварные «исхождения» Божии, пребывая в каждом из тварных существ и, даже более того, определяя все события в тварном мире (в том смысле, в котором говорится о промысле Божием — не путать с абсолютным детерминизмом фаталистических учений), должны как-то индивидуализироваться применительно к этим существам или событиям. Но, в то же время, это все просто Бог.
Античная философия предлагает для такого случая платоновские идеи, предсуществующие вещам. Но для христианства это не подходит (т.к. несовместимо с библейским творением из ничего: идеи оказываются либо нетварными вовсе, либо создающими сложность в Боге, либо и то, и другое), хотя, с точки зрения логического формализма, кое-что взять отсюда можно.
Ареопагит использует терминологию платоников, относящуюся к идеям, но применяет ее по-своему:
 
τὴν ὑπερούσιον ἀκτῖνα…, ἐν ᾗ πάντα τὰ πέρατα πασῶν τῶν γνώσεων ὑπεραῤῥήτως προϋφέστηκεν (DN 1:4). — …пресущественный луч…, в котором все пределы всяческих ведений пренеизреченно предсуществуют.
 
Διὸ καὶ πάντα αὐτοῦ καὶ ἅμα κατηγορεῖται, καὶ οὐδὲν ἔστι τῶν πάντων· πάνσχημος, παν-
είδεος, ἄμορφος, ἀκαλλής, ἀρχὰς καὶ μέσα καὶ τέλη τῶν ὄντων ἀσχέτως
καὶ ἐξῃρημένως ἐν ἑαυτῷ προειληφὼς….
Поэтому и всё и сразу (совокупно) является его предикатами, и (при этом) Он ничто из всего: всеобразный, всевидный, бесформенный, некрасивый, начала и середины и концы сущего безотносительно (к чему бы то ни было) и изъято (т.е. отвлеченно от чего бы то ни было) в Себе предымея…
… πολλῷ γε μᾶλλον ἐπὶ τῆς καὶ αὐτοῦ καὶ πάντων αἰτίας προϋφεστάναι τὰ πάντων
τῶν ὄντων παραδείγματα κατὰ μίαν ὑπερούσιον ἕνωσιν συγχωρητέον,
ἐπεὶ καὶ οὐσίας παράγει κατὰ τὴν ἀπὸ οὐσίας ἔκβασιν. Παραδείγματα
δέ φαμεν εἶναι τοὺς ἐν θεῷ τῶν ὄντων οὐσιοποιοὺς καὶ ἑνιαίως προ-
ϋφεστῶτας λόγους, οὓς ἡ θεολογία προορισμοὺς καλεῖ καὶ θεῖα καὶ ἀγαθὰ
θελήματα, τῶν ὄντων ἀφοριστικὰ καὶ ποιητικά, καθ' οὓς ὁ ὑπερούσιος
τὰ ὄντα πάντα καὶ προώρισε καὶ παρήγαγεν. (DN 5:8).
…кольми же паче надо признать, что и его (самого солнца) и всего причина (имеет) предсуществующими (в себе) парадигмы всего сущего, по единому пресущественному единению, потому что она и сущности производит по исступлению от сущности (т.е. посредством выхода из собственной сущности). Парадигмами же мы называем существующие в Боге сущетворящие и единенные предсуществующие логосы, которые богословие называет предопределениями и божественными и благими волениями, различающими и творящими сущее, в соответствии с которыми Пресущественный все сущее и предопределил, и произвел. (Ср. у Максима Исповедника «логосы промысла»).
 
Итак, в Боге существуют только какие-то «парадигмы» сущего (тварных сущностей), они же суть «логосы промысла». Если о Боге можно сказать, применительно к творению, «ведый вся прежде бытия их» (Дан.), то такое божественное ведение вечно. Но оно еще меньше принадлежит тварным сущностям, чем мысли в голове конструктора принадлежат изделию. Относясь к бытию Бога, они не существуют в том смысле, в каком существует тварный мир. Промысел Божий о мире, включающий творение всех тварных существ, есть, а каких-либо корней тварных существ, совечных Богу, нет.
 
Это все равно еще нуждается в дальнейшей экспликации, каковая и будет дана у ДА. Поэтому пока еще рано пытаться перефразировать ДА с помощью каких-либо формул.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments