Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

церковное, про осколки и мои ошибки.

идею объединения осколков не имело смысла вводить в публичное пространство до наступления некоторого момента Ч, после которого снимался главный тормоз к ее реализации. таким моментом не был ни собор РПЦЗ 2001 года, ни поглощение РПЦЗ(Л) в пасти МП (2007) и ни еще что-то, а только одно -- кончина митрополита Виталия. только она могла запустить процессы, которые в перспективе вели бы к "объединению осколков". при жизни м.Виталия все, кроме Суздаля, слишком равнялись на него, и это парализовывало собственные инициативы. поэтому моя статья про "лебедя, рака и щуку", в которой программа объединения была сформулирована впервые, была опубликована в сентябре 2006, почти сразу после смерти м.Виталия.

первое, на что я рассчитывал, -- это был эффект центрифуги: накопившиеся в РПЦЗ энергичные, но неконструктивные лидеры должны были приобрести большое ускорение и большую центробежную скорость. собственно, этот процесс начался еще летом 2006, при жизни м.Виталия, "свечным собором" в Мансонвилле. м.Виталий не давал этой системе "РПЦЗ" раскручиваться, а с его смертью (и даже чуть раньше, в орловском фальстарте) она сорвалась с тормозов и закружилась. (тут уместно вспомнить стихотворение "Бесы"). предполагалось, что она покружится, а потом, когда с нее слетит все лишнее, -- остановится. так и произошло, причем, в общем и в целом, всего лишь за полтора года, где-то к середине 2008. почти все "лишние" лидеры улетели в "маленькие, как кристалл" юрисдикции, избавив от своего влияния свои прежние церковные организации. казалось, вскоре этот процесс завершится, и откроются новые перспективы при новых лидерах. это оказалось не совсем так, и тут я допустил первую ошибку в расчетах -- в сторону излишнего оптимизма. теперь, вдобавок, я вижу, что у меня была и еще одна ошибка -- в сторону излишнего пессимизма. обе ошибки плохи, но вторую из них еще не поздно исправить, а первую можно пережить (совсем без ошибок все равно не обойдется).

ошибка 1. в отношении центрифужного эффекта никто меня не подвел (просто кое-кто улетел позже середины 2008), но за одним исключением -- еп. Ц из РПЦЗ(В). его спасло, своего рода, чудо, т.е. явление не вовсе невозможное, но до тех пор невиданное в юрисдикциях нашего типа: его прикупил церковный коммерсант для разведения собственной церкви по методу, хорошо опробованному в 90-е годы на епископате украино-грузинского происхождения. и это бы тоже ничего, но поведение еп. Ц стало сдержанным, а не таким психованным, как всегда: сдержанным внешней силой, но сдержанным. в результате, он так и не отлепился от еп. А, с которым связана реальная церковная жизнь целого региона России, и теперь РПЦЗ(В) как структура останется закрытой для любого объединительного диалога (с кем угодно, тут дело не во мне). если бы там была отдельная епархия еп. А как временно одинокого епископа, то положение было бы радикально иным.

впрочем, отдельные верующие РПЦЗ(В) для диалога не закрыты, но, видимо, они будут прощаться со своим епископатом.

ошибка 2. все мои расчеты на Гундяева не простирались так далеко, чтобы всерьез надеяться на его помощь в радикальном переломе ситуации с МП. ни в 2009, ни в 2010 я не вносил корректив в свои прежние представления о том, что большой кризис МП -- это дело второй половины 2010-х, когда потенциал объединительных процессов в "осколках" уже должен был быть исчерпан (в 2006 году я, по правде сказать, отмахивался от разумной мысли, что это процесс лет на 10, а надеялся на какие-то осязаемые результаты к 2012-2014 гг. -- но об этом я не писал, т.к. это было из сферы эмоционального). приход Гундяева просто пробудил внимание к МП как к резерву верующих людей для ИПЦ, тогда как ранее об этом резерве думали не очень много. поэтому я ошибочно полагал, что ИПЦ столкнется с распадом МП как религиозной (а не госбюрократической) организации лишь тогда, когда итоги объединительных процессов в ней самой уже окончательно определятся.

к счастью, оказалось, что это не так. и теперь будущее ИПЦ, включая объединительные процессы, будет целиком зависеть от взаимодействия с разными силами, зарождающимися в МП. "целиком" -- это значит, что не только в позиционировании себя по отношению к МП, но и по отношению ко всему остальному обществу.

все ИПХ, которые будут это понимать, будут объединяться даже и в том случае, если никак не будут специально стремиться к объединению. тут просто логика внутреннего развития их притянет. рецепт простейший: нужно нормальным человеческим языком говорить с людьми о христианстве, а в своей внутренней организации избегать костюмированного цирка с конями и вообще поменьше подражать МП и РПЦЗ.

альтернативный путь для ИПЦ -- путь нового культурного гетто. это будет аналогично старообрядчеству и греческому старостильничеству, но только без их потенциала выживаемости, т.к. тут не будет достаточной социальной базы. разные гетто, разумеется, не смогут договариваться друг с другом: теория вопроса тут известна, но еще более широко известны примеры -- старообрядческих и старостильнических согласий.

либо ты сможешь что-то сказать людям, совершенно непричастным к православной субкультуре, либо ты -- в качестве социального организма -- перестаешь быть нужен прямо сейчас. (и не имеешь уже тех, приблизительно, лет 5, на которые, как я думал, можно было рассчитывать).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments