Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

высшее церковное (образование)

бросили мне ссылку на интересную заметку. там все правильно написано: в дореволюционных духовных академиях была наука, а нынешние богадельни таковы потому, что не было материальных средствОв... про второе не буду говорить, меня это не особо волнует, а вот про первое:

да, где-то с 1820-х годов стали вкладываться в развитие академий, и где-то с 1860-х или 70-х годов появились серьезные плоды, а в 1890-е и позже -- вообще высший научный класс. Болотов был просто гением, который работал в 1890-е годы на передовом уровне науки 1950-х годов (а если на среднем -- то 1980-х).

но: какой ценой это было достигнуто?

такой, что в МДА и СПбДА (а отчасти и в Казанской и Киевской ДА) были созданы светские университеты, никак не связанные с православием, т.е. с православной аскетикой.

опять вспоминаем реальный анекдот, рассказанный Лосевым: когда в 1910-е годы у ректора МДА Феодора Поздеевского спросили, почему он назначил Флоренского главредом официального журнала МДА "Богословский вестник", он ответил: "этот хотя бы во что-то верует" (тогдашний Флоренский верил в Папюса -- см. "Столп" -- и тому подобную попсу).

православно верующие профессора, способные, к тому же, сказать что-то всерьез о содержании своей веры, в академиях всегда были редкими исключениями. с уверенностью я бы вообще никого тут не назвал, кроме С.Л. Епифановича (Киевская ДА). если были другие православные, то они оставались бессловесными.

и, с одной стороны, это нормально: наукой должны заниматься те, кто к этому способен, а для этого вовсе не обязательно быть верующим или, тем более, православно верующим. попытки ограничить круг научных работников кругом верующих похоронят науку в данном учреждении. вот в академиях и не ограничивали (сейчас в МПшных академиях тоже не ограничивают, но уже не помогает -- по другим причинам).

но зачем такое соседство будущим ответственным церковным работникам, которые должны заканчивать академии (и еще сдавать этим безбожникам всякие экзамены)?

когда за образованием идут на страну далече, то там и не ожидают православия, антитела вырабатываются, здоровый организм не заболеет. поэтому нужно образование -- велкам в светские университеты.

а вот разводить такую антисанитарию на собственной церковной территории нельзя. там будет иммунитет снижен. кроме того, неизбежно возникнет особенное богословие духовных академий -- смесь меда и дегтя (или, точнее, чего похуже), о чем см. Флоровского "Пути русского богословия" (вопреки названию, книга очень мало касается русского богословия, но подробно рассказывает о том, что считалось богословием в духовных академиях).

поэтому о закончивших духовные академии и сохранивших веру говорили, как о святых, применяя к ним слова апостола Павла: академию скончах, веру соблюдох.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments