Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Иларион Киевский

первые два дня я просто искал эту книжку, про которую помнил, что была. нашел много интересного -- даже не только из книг, но, например, комплект ключей от квартиры лжеюзера mitr, который был потерян года полтора-два назад... потом стал договариваться со знакомомыми и заходить в магазины. сегодня, наконец, купил одно издание -- не из лучших, но... ближе к вечеру зашла ко мне mitr -- круг замыкается -- говорили мы, в том числе, и о том, как я доставал этого Илариона, -- а потом, перед уходом она -- тык пальцем на книжную полку чуть выше уровня моих глаз, где стоит -- развернутая лицевой стороной обложки к зрителю, даже не вставленная в ряд, -- книжка Илариона! все эти дни я ходил мимо нее, не замечая... интересно, связано ли это с тем, что книжку была мне подарена Мурманским обществом самоубийц? :-)

потом я еще вспомнил отличную статью Константиныча (известного также под именем К.К. Акентьева) в Византинороссике про "смысл надписи над конхой Софии Киевской" (только именно смысл, литургический, а не бессмысленные индоевропейские корни Аверинцева) и про того же Илариона -- и перечитал ее новыми глазами. анализ Слова о Законе и Благодати абсолютно точный: типичная византийская проповедь на освящение столичного кафедрального собора, центра Нового Иерусалима и Нового К.поля... литургические привязки позволяют точно датировать (о чем уже подозревал Анджей Поппе) -- 7-я неделя после Пасхи (последнее воскресенье пасх. цикла), Свв. Отец Первого Всел. Собора, совпадавшее в этом -- 1046 -- г. с памятью Освящения Царяграда. точное определение года внутри интервала, определенного Соловьевым в статье 1967 г. (1046--1050), -- заслуга Константиныча. эх, жаль, что Константиныч все не может дописать полнометражный разбор Слова о З. и Б.!

кстати, ясно, что насчет "Закона" там всё -- никакая не полемика против киевских иудеев (как пытались думать некоторые), а необходимая часть обоснования превосходства Нового (Иерусалимского) Храма, которым всегда является главный собор христианской столицы. (Константиныч прямо отбивает у меня хлеб: Слово Илариона -- единственный сохранившийся полностью др.-рус. материал такого типа. но мне хлеба и так хватает, и еще предстоит (когда-нибудь?) реконструкция др.-рус. фрагментов (про Десятинную и Успенские церкви) при помощи исландских саг!

еще забавно, это и Константиныч всегда говорил: все эти "древники" (специалисты по др.-рус. литературе) читают Илариона (не только его, конечно...), совершенно не понимая, каков жанр этого произведения, об чем это и для чего... ведь в славянской литературе параллелей нет (были, да сплыли), а других литератур они не знают. а тут еще проповедь на освящение -- это всегда жанр полулитургический, так что вообще литературоведам кранты.

есть в Слове о Законе и Благодати нечто роковое: не даром я его чуть не забыл в своем плане статьи о русском христианстве -- спасибо, r_l напомнил!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments