Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Нафанаил под смоковницей

может, я туплю, но я не знаю русского текста, который бы рассказывал историю, часто изображаемую на поздних (17 в.) русских иконах Рождества Христова: мать Нафанила кладет его, младенца, под смоковницу и тем самым спасает от убийц Ирода. я и вообще не знаю полноценно сохранившегося текста об этом.

история приводится в сирийском несторианском словаре Бар-Бахлула (10 в.) здесь, стлб. 1287.

похожая история, но там Нафанаила спасает не мать, а отец, -- в "Книге пчелы" (см. недавний пер. Евгения Барского, в самом конце), это тоже несторианство, но еще позже (13 в.).

вроде, есть что-то такое в позднем коптском (у меня косвенные сведения), но, думаю, что источники там сирийские.

в русской иконографии 16 века (про 17 пока не говорю) мы точно имеем картинки, восходящие к апокрифам, не сохранившимся на славянском языке или даже вообще ни на каком языке.

вот этот сюжет с Нафанаилом -- похоже, еще один сирийский след.

связана ли эта легенда с персидским (христианским сироязычным) легендарным циклом относительно Рождества Христова?

-----------
до кучи: на грузинском сохранился обрывок другой легенды: мать Нафанаила была блудницей и родила его от блуда, но захотела, чтобы ее ребенка воспитал хороший благочестивый богатый человек по имени Варух (! у Соломона из Басры -- цикл Рождества от имени Варуха, который отождествлен с Заратустрой), и она подбросила его под смоковницу, где Варух его нашел и назвал Нафанаилом, т.е. Богданом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments