история приводится в сирийском несторианском словаре Бар-Бахлула (10 в.) здесь, стлб. 1287.
похожая история, но там Нафанаила спасает не мать, а отец, -- в "Книге пчелы" (см. недавний пер. Евгения Барского, в самом конце), это тоже несторианство, но еще позже (13 в.).
вроде, есть что-то такое в позднем коптском (у меня косвенные сведения), но, думаю, что источники там сирийские.
в русской иконографии 16 века (про 17 пока не говорю) мы точно имеем картинки, восходящие к апокрифам, не сохранившимся на славянском языке или даже вообще ни на каком языке.
вот этот сюжет с Нафанаилом -- похоже, еще один сирийский след.
связана ли эта легенда с персидским (христианским сироязычным) легендарным циклом относительно Рождества Христова?
-----------
до кучи: на грузинском сохранился обрывок другой легенды: мать Нафанаила была блудницей и родила его от блуда, но захотела, чтобы ее ребенка воспитал хороший благочестивый богатый человек по имени Варух (! у Соломона из Басры -- цикл Рождества от имени Варуха, который отождествлен с Заратустрой), и она подбросила его под смоковницу, где Варух его нашел и назвал Нафанаилом, т.е. Богданом.