Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

о главной православной проблеме 2013 года



сегодня я обсуждал главную, на мой взгляд, православную проблему 2013 года, и мне было сказано, что об этом спел БГ в песне, которую я помнил, скорее, по названию, нежели по содержанию. но когда мне сказали слова -- я безошибочно (это я проверил уже дома, погуглив) определил ее год: 1984. я хорошо помню БГ этого времени, хотя не был с ним знаком, и никто из моего окружения его не слушал. но именно тогда с ним дружили две моих православных подруги (оне тоже его не слушали), которые очень рассиропились по поводу его обращения в православие и тусовались с ним на Софьи Перовской на православные темы... в это время БГ нередко появлялся на праздничных службах в "Академии" (т.е. в домовом храме при семинарии-академии, куда в советское время ходила вся интеллигенция, даже когда там уже не стало -- как раз в 1984 -- горячо любимого всеми нами владыки-ректора). такой был романтичный.

кстати, песня "в той самой" (1984) записи -- вот эта: Небо становится ближе Аквариум - скачать бесплатно, легально

мы были младше БГ если не на 10 лет, то и не на 5, то есть были в том возрасте, когда это был разрыв поколений. нас накрыло православием не в юности, но в ранней молодости, и мы не имели за плечами попытки построить неправославную жизнь. а БГ воплотил вовремя осознанную неудачу такой попытки. он еще не был, даже в наших глазах, очень старым (ему не было 30), а был как раз таким, чтобы успеть позаблуждаться, и теперь как раз исправиться и жить долго и счастливо и умереть в один день.

Каждый из нас знал, что у нас
Есть время опоздать и опоздать еще,
Но выйти к победе в срок.
И каждый знал, что пора занять место,
Но в кодексе чести считалось существенным
Не приходить на урок;
И только когда кто-то вышел вперед,
И за сотни лет никто не вспомнил о нем,
Я понял - небо
Становится ближе
С каждым днем...

-- Вот это как раз оказалось про то, что надо собраться и прийти на урок, т.е. нужна церковь, а не то опоздаешь.

Мы простились тогда, на углу всех улиц,
Свято забыв, что кто-то смотрит нам вслед;
Все пути начинались от наших дверей,
Но мы только вышли, чтобы стрельнуть сигарет.
И эта долгая ночь была впереди,
И я был уверен, что мы никогда не уснем;
Но знаешь, небо
Становится ближе 
С каждым днем...

-- да, то есть надо было выйти, наконец, всерьез и по делу. т.е. все-таки в церковь.

вот так это тогда представлялось. а в какую сторону стало развиваться -- все, кому интересно, знают.

в 2013 году очень многие люди окажутся похожи не на тех двух моих подружек и не на меня в 1984 году, а на БГ. люди in their thirties пересматривают свое отношение к церковной жизни (правда, за плечами не у всех у них богема, а очень у многих -- разные миксы из богемы и МПшной религиозности). но если все пойдет естественным путем, то оно пойдет путем всея земли. об этом БГ споет через несколько лет:

Вот так и вся наша жизнь - то Секам, а то Пал;
То во поле кранты, то в головах Спас.
Вышел, чтоб идти к началу начал,
Но выпил и упал - вот и весь сказ...




духовные ощущения имеют свойство жидкости. но: чтобы лягушке не утонуть в молоке, надо бить лапками. эта жидкость имеет свойство загустевать и сворачиваться, но лишь от регулярных (и довольно отчаянных) усилий.

усилия должны состоять в... (тут надо подставить каждый в отдельности аспект собственной жизни: всюду надо начинать все делать "по-другому", а это несколько дискомфортно, поэтому требует усилия). иными словами, если пытаться систематизировать эту карту приложения усилий, чтобы получить хотя бы упрощенное решение системы уравнений для жизни только одного отдельно взятого человека, мы все равно не уйдем от системы бесконечного числа уравнений с бесконечным количеством переменных. эту систему невозможно решить, и поэтому тут решения отыскиваются путем подбора. это физика, а не математика.

а как отыскивать?

-- либеральное христианство думает, что это делается обычными человеческими средствами, которые под рукой почти у каждого человека. но находит только депрессию.
-- не только специальные любители русской народности, но и так называемые трезвые люди думают, что это достигается подражанием быту православных людей в 19 веке, -- чтобы быть христианами, но особо не заморачиваться, -- но остаются без религии (мб., она и не была им нужна; зато сохраняют здоровье, если оно было).
-- еще есть путь особо на любителя -- совсем в шизу (но это обсуждать здесь не буду, т.к. он требует концентрированных усилий, а ныне слово мое к раздолбаям).
-- и есть еще нормальный способ, предусмотренный инструкцией по эксплуатации человеческого вечного организма:

создать упорядоченность своей жизни с Богом на отдельном от жизни и новом месте, а потом постепенно приучиться там жить.

этим местом является молитва. конструкционным каркасом в молитве являются ежедневные домашние правила и хотя бы еженедельные богослужения. это иллюзия, что молитва может не развалиться (и что де-факто можно не отпасть от христианства), если этим пренебречь. представим себе даже обычный лечебный курс или курс обучения -- всюду нужны регулярные занятия. это либо будет, либо нет.

насчет еженедельного богослужения для тех, у кого нет церковной общины, я уже много раз говорил, что хотя бы небольшую вечерню в субботу вечером и накануне большого праздника можно научиться совершать самостоятельно. в интернете есть все.

если этого не делать или перестать делать, то результаты будут плачевные. и не надо думать, что тут бывают какие-то варианты. все варианты, какие тут бывают, -- это только варианты плачевности.

кто настолько ничего не соображает, что не может научиться служить вечерню (но тогда как он дочитал до этого места?), может читать 1-2-3 кафизмы из псалтири.

если такой каркас в жизни появится, то постепенно он будет становиться нашим внешним скелетом, и мы превратимся из духовной медузы в духовное насекомое. нам откроется путь дальнейшей эволюции, связанной с интериоризацией внешнего скелета и превращением в духовное млекопитаемое (про -ющее не говорю). к духовным млекопитаемым относятся слова Павла относительно молока, а не твердой пищи. но до них еще пахать и пахать -- как от коацервата до шимпанзе (привет креационистам: в отношении духовной жизни креационизм -- это точно ересь :-)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments