Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

гомилетика

пытаюсь вспомнить общий смысл своей сегодняшней проповеди, которую не записали
Читалось два евангелия (оба от Луки) -- о богатом юноше и притчу о человеке, пригласившем на вЕчерю (т.е. на пир); последняя читалась ради сегодняшнего праздника -- Недели Свв. Праотец: день памяти ветхозаветных праведников, живших до Христа (и у нас была даже именинница -- Ева, ей 2 года).
Юноша подошел к Христу и спросил, как ему спастись. Тот ответил, что нужно исполнять ветхозаветные заповеди. Юноша сказал, что он и так исполняет. Тогда Христос произнес фразу, которую толкуют по-разному: "Аще хОщеши совершен быти (если хочешь стать совершенным) -- пойди, раздай свое имение нищим и следуй за Мной". Тут юноша опечалился и отошел, т.к. был очень богат. Некоторые понимают это так, будто Христос предложил юноше какое-то особое ("монашеское" avant la lettre) совершенство. Но mainstream святоотеческих толкований совершенно иной. Читаем дальше -- и поймем, почему. Реакция учеников на всю эту сцену: страх: "кто может спастися?". Ответ Христа: "Невозможное человеку возможно Богу". Ученики поняли это однозначно: "совершен быти" -- это то же самое, что "спасен". По-другому и не может быть в православном богословии: "спасение же не что иное есть, как обожение спасаемых" (Дионисий Ареопагит) -- а что может быть совершенней, чем стать Богом! Подробно применительно к эпизоду с юношей Отцы объясняют так. Исполнение заповедей для спасения необходимо, но недостаточно. То, что исполняется ради заповеди, -- исполняется под угрозой наказания, т.е. насильно, а не добровольно. А то, что не содержит в себе угрозы наказания, -- то не заповедь, а совет. Поэтому юноша получил совет, и только исполнением подобных советов наследуется Царство Небесное. Опять посмотрим на это дело богословски -- и всё станет еще понятнее. Спасение состоит в "обожении" -- т.е. в том, чтобы человеку стать так же совершенно Богом, не переставая быть человеком, как совершенно Бог стал человеком в Иисусе Христе, не перестав быть Богом. Но "стать Богом" против собственной воли -- это абсурд; именно ради избежания такого абсурда Адам не был с самого начала сотворен таким, чтобы не мочь грешить.
И о том же нам говорит второе сегодняшнее евангелие, которое призвано объяснить, почему праотцы стали святыми. Это притча о богатом человеке, который позвал гостей на свой пир. А те все стали отказываться, ссылаясь на разные вполне приличные поводы: купил поле, купил пять пар волов, обзавелся женой... Очень важно, что в этих поводах нет ни враждебности к пригласившему человеку, ни вообще чего-либо противозаконного и греховного. Но человек гневается -- и требует пригласить тех, кто ничего такого не имеет: нищих и т.п. публику. Мало того: он еще говорит, что никто из тех званных не внидет на его пир -- т.е. не попадет в Царствие Небесное ("пир" -- это всегда в Евангелии образ Евхаристии и Царства Небесного). А за что, собственно? -- Не за то, что они сознательно с ним враждовали, и даже не за то, что они враждовали не столь сознательно, увлекаясь какими-нибудь грехами. А всего лишь за то, что они жили нормальной человеческой жизнью. Эти люди виноваты в том, что предпочли Царствию Небесному повседневные человеческие радости: семью, достаток, хорошую работу (ведь тот, кто хотел опробовать волов, явно не был лентяем)... Поэтому и много таких "званных". А мало -- как тут говорит Господь -- "избранных", т.е. тех, кто не имеет ничего. Разумеется, это "неимение ничего" нужно понимать в духовном смысле -- точно так же, как в духовном смысле нужно понимать совет, данный юноше. "Раздать имение" и быть "нищим", чтобы следовать за Христом и чтобы войти на вечерю богатого человека -- это одно и то же. Это именно то, что делали ветхозаветные праведники. Некоторые из них на самом деле ничего не имели. Но другие имели, и очень много, -- как, например, Авраам, отец избранного народа Божия, ветхого и нового. Но Авраам сделал именно то, от чего отказался богатый юноша: когда Бог приказал ему "ИзыдИ из дому отца твоего ... и иди в ту страну, которую Я тебе покажу" -- он сразу оставил всё и всех и послушался. Потом, на этом пути, в котором он провел всю жизнь, он собрал очень много богатства, но всегда продолжал им владеть, как бы не владея. Так же должны и мы. Понять, страстно мы владеем или бесстрастно, мы можем тогда, когда этого лишаемся: если есть печаль, ропот и т.п. -- значит, была страсть, и нужно радоваться, что для нашей душевной пользы все устроилось так, что эта страсть обличилась.
Итак: можно прожить "нормальной человеческой жизнью", веруя в Бога, посещая церковь, обращаясь и даже получая помощь Божию в разных своих делах. А потом услышать: ты уже получил мзду свою -- а о Царстве Небесном мы не договаривались, т.к. ты просил-то всегда о другом. Просить о Царствии Небесном -- это значит делать именно так, как Авраам и как апостол Петр: "Се, остАвихом вся и вслед Тебе идОхом".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments