Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

предстаните, вернии



Adeste, fideles, læti triumphantes. -- Предстаните, вернии, веселием торжествующе,
Venite, venite in Bethlehem. -- ПриидИте, приидИте в Вифлеем.
Natum videte Regem angelorum. -- Рожденна зрите Царя ангельскаго.
Venite, adoremus (ter) -- Приидите, поклонимся (3жды)
Dominum. -- Господеви.



как я иногда рассказываю, мои первые соприкосновения с еженедельным богослужением происходили в католической традиции. дело было в течение около полутора лет, 1979--1981 (а более редко -- даже раньше). единственный в нашем городе действовавший костел был б. церковью французского посольства, в честь Лурдской иконы БМ. внешне этот храм напоминает тот, что в клипе.

на Рождество там собирались уже не только подобнии мне растерянные интеллигенты, но и вся семинария; кто-то из семинарского духовенства читал за мессой апостол (и, не помню, мб. и евангелие).

это я к тому, что самый популярный гимн рождества запомнился мне именно тогда. слова припева я в общем и в целом понимал, а начало мне никогда не удавалось расслышать.

все это время я себя официально считал атеистом, но на самом деле был агностиком, который не удовлетворялся агностицизмом, но непременно хотел выяснить этот единственный в жизни важный вопрос.

христианство как мировая культурная традиция, с которой вообще имеет смысл начинать разговор, -- это было для меня только католичество. мне и тогда случалась видеть большие скопления народа на православных праздниках, но они выглядели и на самом деле были довольно диковатыми и, скорее, отталкивали. похожим образом могли бы восприниматься праздники мусульман, если бы не древнерусское искусство, которое, конечно, было круче католического (это я уже и тогда так думал), но актуальным православием было отвергнуто (вспомним, когда начались реставрации и поиски древних икон, и кто в советские годы этим интересовался).

я понимал, что нельзя идти в какую-либо религию на основании культурных предпочтений.

но при прочих равных -- я бы, разумеется, предпочел выбрать католичество. спустя все эти годы, я и сейчас думаю так же.

очень маргинальную в культурном плане православную традицию легко выбрать человеку, далекому от мировой культуры, который полуавтоматически выбирает господствующую религию по месту жительства.

если выбираешь все-таки православие, а не религию по месту жительства, то должны быть очень существенные причины для столь дикого выбора. такие причины, которые важнее, чем культура.

тут дальше я пропущу рассказ о том, как я нашел таковые причины при чтении Григория Паламы, а перейду сразу вот к чему:

сознательный выбор православия приучает культурного человека идти против большинства. ему уже безразлично, окажется ли он в относительно большой компании или в маленькой. поэтому нет никакого дополнительного тормоза при переходе из МП в ИПЦ. эти проблемы часто описывают применительно к западным "конвертам", но они относятся и к интеллигенции в России.

если ты сознаешь культурную среду "мирового православия" как деревенский базар, который все равно никак не помогает твоей интеграции в культурное общество, то ты без проблем меняешь большую деревню на заброшенный хутор (ИПЦ) -- и при этом еще выигрываешь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments