Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Апокалипсис Евангелия от Матфея

сырые тезисы. у меня давняя идея, что это структурно космологический апокалипсис стандартного иудейского типа. вот теперь конкретика. собирался летом 2013 г. делать доклад на эту тему, но не поеду. так что не знаю, когда допишу. да там еще и затык некоторый остался.

структура: некий нарратив + календарная часть (притчи): ср. Апокалипсис Авраама. в других апокалипсисах вступительный нарратив не развит или отсутствует совсем.

24:32 от смоковницы же научитеся притчи -- это все еще нарратив, а не календарь. егда уже ваия ея будут млада -- указание на осеннюю, а не июльскую жатву (в июле плоды на старых ветках). т.о., это общее указание на время суда (Йом Киппура).

24:37-41: календарный нарратив начинается с Ноя, т.е. либо с 27.2 (или 17.2), либо, что более вероятно, с преполовения Пятидесятницы (праздник, связанный с Ноем -- по гипотезе ван Гаудувера и по моим выкладкам на основе эфиопско-еврейских данных). около преполовения 50цы начинается апокалипсис 2 Вар, а именно, с 14.2 (второй Пасхи). точно преполовению 50цы соответствует начало календаря Варсавы Иерусалимского (христианского текста 2 или нач. 3 в.). преполовение упоминается в Ин 7:14.

24:42-44: дому владыка ожидает, когда приидет Господь, как тать. так поясняется указание "бдите убо...", т.е. надо ночью не спать. по календарю здесь должна быть 50ца. Второе пришествие на 50цу -- это почтенная традиция в раннем христианстве, но она восходит к этому же стиху и поэтому нерелевантна. в иудейских текстах прецедент -- 2 Енох: Мессия (Енох) оба раза приходит в день 50цы, правда, в одном случае дата реконструируется слегка (вот, кстати, ответ на вопрос: какая из мессианских фигур литературы Второго Храма приходит дважды! в 2011 мы всем Enoch Seminar'ом вспомнили только gospels, но ведь и 2 Енох!!!).

но что это за бодрствование? сразу вспоминается tiqqun leyl Shavuʿot (תקון ליל שבועות), но этот обычай впервые упоминается только в Зогаре (13-14 в.)! -- вот здесь у меня и проблема. этиологическая легенда относительно необходимости "исправления" (תקון) ночи Шавуот (50цы) -- мол, евреи тогда не бодрствовали и расслабились, -- отдаленно перекликается с притчей, но прям чтобы тать -- такого нет.

но после того, как еврейский календарь, на котором построен 3-летний цикл чтения Библии (ранее известный века с 11-го), нашелся в Кумране, это уже не удивительно. тем более, что Каббала наследовала хейхалот, а хейхалот -- нашей правильной еврейской мистике. поэтому и тиккун лейл шавуот мог отразиться в Евангелии. (но это я еще буду обсуждать с Хелен и др.).

24:45-51: хороший и плохой раб, суд. -- здесь все четко, праздник Нового Вина (вторая 50ца после первой). ближайшая параллель -- 3 Варух: тоже тематика суда, происхождение греха -- от вина (49: ясти же и пити с пияницами).

25:1-12: 10 дев. -- опять все четко: Новый Елей (исторически -- третья 50ца, следующая после Вина, но могло сдвинуться дальше, как в 3 Варухе). тема суда просачивается из 10 тишри (это вообще довольно раннее изменение праздника Елея).

25:13 неуместная, казалось бы, фраза о том, что нужно бодрствовать -- как вывод из притчи о девах (где, однако, мудрые спали). думаю, что это осталось не от притчи 24:37-41, а от другого варианта той же притчи, где мудрые бодрствовали; этот вариант преимущественно отражен в палестинской гимнографии (а также в аскетич. литературе -- Макарий).

25:14-30: таланты, разделение праведников и грешников по категориям. -- дни тишри до 10 числа. параллель -- 3 Варух. тут принципиально, что заслуги имеют количественное выражение, и это критерий будущего суда (в 3 Варухе -- корзины цветов, а не таланты).

тут важный и неясный вопрос, сколько именно дней календаря подразумевается в этом предпразднстве Йом Киппура -- 9? 7? (в 3 Вар -- 7 дней, начиная с 3.7, ср. пост Годолии; иудейский мейнстрим -- начинать с 1.7, Рош-а-шана, но это уже в 4 Вар так). есть разные традиции. из количества талантов можно вывести странное число 5 + 2 + 1 = 8, которое означало бы начало предпразднства 2.7, что не вяжется с традициями начала этих дней 1.7 или 3.7, т.е. крайне маловероятно. но если считать 5х2 + 2х2 + 1 = 15, то это уже имеет смысл. впрочем, если брать традиционную дату Елея (22.6), то 15 дней мало. разные варианты праздника Ксилофории (Древоношения; особенно близки по дате -- 4Q365 и Храмовый свиток) тут, по-моему, ничего не дают, и вообще этому празднику быть в календаре не обязательно. вопщем, дело ясное, что дело темное.

25:31-46: здесь все ясно -- Йом Киппур, 10 тишри (описание суда).

на этом конец всего апокалипсиса.

календарь не пропускает ни одной обязательной даты. пропускает только опциональные -- Ксилофорию и летнее солнцестояние (важная дата для 3 Вар и Апок. Авраама). начинается тоже вовремя -- с преполовения 50цы (начало литургического цикла апокалипсиса во 2-м мце-- 2 Вар, 4 Езр, АпокИн, Варсава Иерус., т.к. это время возвращения из вавилонского плена).

тиккун лейл шавуот меня все же глубоко поражает... может быть, какой-то ключ в слове "тиккун" -- "ремонт": подкопанный храм (т.е. дом) -- нуждается в ремонте. Зогар говорит о ремонте свадебного украшения: And on that night the Jewish People adorns itself and comes to be joined (as man and wife) with the Almighty, and they both adorn the head of those who merit it. As Rabbi Shimon used to say to his friends who gathered at his house on that night, Let us repair (לתקן) the bridal jewelry so she can be appear tomorrow with her jewelry which has been repaired as is proper, with the Almighty.

UPD 1. διορυγηναι (вариант для "подкопати") имеет в LXX значение "разломать" и т.п. -- т.е. точный антоним "ремонту"!
UPD 2. Goulder 1978: общий источник Мф 24 и 1 Фес 5 -- какой-то эсхатологический текст!!!
UPD 3. Обретение Закона посредством ремонта и его утрата посредством ночного вора, подкопавшего стену, -- это тема, соответственно, 2 Пар 34:10 (где в еврейском нужное слово בְדּוֹק, хотя в таргуме другое по смыслу слово צורכא, означающее не "ремонт", а "нужное, необходимое") и штурма Иерусалима, происходившего ночью (Иер. 52:7 и др.).
другое дело, что обретение Закона в 2 Пар происходит незадолго до Пасхи (а в 1 Езд, если не ошибаюсь, это чтение -- в тишри). потому именно календарное, а не содержательное отнесение этой темы к 50це -- неизвестно.
но хорошо то, что сама тема разрушения вором стены и ремонта соотносится с возвращением из плена, т.к. календарная структура апокалипсисов, начинающихся во 2-м месяце -- это тоже в рамках календарей возвращения из плена.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments