Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

а теперь Лука

продолжаем лекционарную гипотезу Гоулдера, согл. которой синоптические евангелия писались как лекционарии, а Ин -- нет. что мы имеем относительно Луки.

одно из главных возражений Гоулдеру состояло в том, что его лекционарная реконструкция Лк не включала Деяний, тогда как это взаимосвязанные произведения. с т.зр. календаря нужно все же сказать, что они несовместимы -- календарь Лк несовместим с календарем Деян.

в Деян. день вознесения неизвестен, но он где-то по прошествии каких-то 40 дней после (какого-то дня после?) Воскресения. в древней церкви это был, примерно, четверг перед 50цей.
в Лк -- вознесение в день воскресения, и на этом конец евангелия.

в науке это противоречие давно отмечено, но решения нет. Fitzmyer пишет, что это абсолютно нерешаемая загадка. самый острожный отсюда вывод -- что если не оригинальные тексты, то дошедшие редакции Лк и Деян принадлежат все же разным людям и, более того, разным общинам. это я так думаю.

поэтому лекционарную гипотезу относительно Лк нужно рассматривать изолированно от Деян, как это и делает Гоулдер.

Гоулдер исходит из того, что древние 84 κεφαλαια (пронумерованные, как всегда для евангелий, от 0 до 83) соответствуют рациональному делению текста, т.е. древним зачалам. мне тоже так показалось.

дальше я, подобно Гоулдеру, начинаю от последних зачал, соединяя их с пасхальной седмицей, но, в отл. от Гоулдера, следую календарю Жобер для Страстей (с моей поправкой на 4 дня "промежутка", из-за которых все без исключения месяцы имеют ровно 30 дней).

получаем (нумерация будет историческая, т.е. с номера 0, а не с номера 1):

83 -- вскр
82 -- сб
81 -- второе чтение пт (смерть на кресте)
80 -- первое чтение пт (распятие)
79 -- чтв (допрос у Пилата)
78 -- среда (арест); т.е. конец ночи -- раннее утро (не 3 часа ночи, как у Мф, а 6)
77 -- вт ночь (беседа после ТВ)
76 -- вт вечер (ТВ)
75 -- вт день (апокалиптическая проповедь на горе Масличной; д.б. во вторник по всем литургическим преданиям)

остается еще 75 чтений. для субботнего лекционария не подходит -- слишком много. а если для ежедневного?

тогда получаем:

74 -- пн 13 нисана
73 -- вс 12 нисана (об Иисусе как Сыне Давидовом)
72 -- сб 11 нисана (дискуссия с саддукеями о воскресении)
....

68 -- вт 7 нисана (Вход в Иерусалим -- ровно за неделю до Пасхи 14 нисана); в Лк это и очищение Храма за неделю до Пасхи, после чего Он оставался "учя по вся дни в церкви" (19:47). ср. чин освящения Храма в Числ (период из 6 дней). у других евангелистов эти события иначе.

...

44 -- сб 13 адара ("Великая Суббота" мученичества Поликарпа, егоже скоро память, она же "Пасха в амшире" старого копт. календаря, а также византийская Неделя Мясопустная, о Страшном Суде...; в альтернативной иудейской традиции это превратилось в Пурим) -- Лк 13.1-9 (про квас фарисейский и мученичество).

....

30 -- сб 29 шебата (Преображение -- тут это 7-я суббота при счете назад от субботы предпасхальной 11 нисана, что хорошо соотносится с логикой рассказа о Преображении в Лк, чего нет у других евангелистов: у Лк -- Преображение -- начало пути в Иерусалим, и тут оно оказывается вписано в цикл 50цы; в то же время, других циклов 50ц тут нет. Ср. еще: суббота 11 нисана -- дискуссия о воскресении, а Преображение -- доказательство воскресения).

.....
16 (6.13 - περι της των αποστολων εκλογης) сб
15 (6:6 -- περι τοῦ ξυρᾶν ἔχοντος χεῖρα) пт, а тут речь о "другой субботе" (по отн. к 6:1 -- сб "второпервой"). тут как раз о хлебах предложения и Давиде (ср. "внесение закваски" после окончания маццот).
14 (5:27 -- περι παραλυτικου) чт
...

9 -- сб 8 шебата (Петрова теща; дело было, видимо, в субботу, тк. после поучения в синагоге, см. 8).
8 -- пт 7 шебата (бесноватый, синагога, первое чудо; д.б. в субботу, но могли и разделить на два эпизода субботнее чтение).

дальше у нас 6.XI. чт., и два ряда из 8 чтений -- о Крещении и о рождестве Христовом, причем, чтение номер 0 тоже об Иоанне, что объединяет оба цикла в некое единство. 6 шебата переводится в 6 января, если нисан переводится мартом (как это обычно и делалось, если не в Антиохии, где нисан = апрель).

о иудейском бэкграунде традиции отмечать Крещение и рождение в один и тот же день, причем, 6 числа, см. мою опубликованную статью про Afterlife of the Enoch Calendar.

8 чтений подряд по одному календарному поводу (Обрезание и Сретение запакованы внутрь, поэтому не должны тут рассматриваться как отдельные даты литургического календаря) -- это очень похоже на 24-часовое бдение со службами на каждую стражу (3 часа).

еще интересно, что если от 6.XI отнять (эксклюзивным счетом) 40 дней пустыни, то получим 25.IX -- Ханукку.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments