структура:
1:1-5 пролог
1:6-36 Иоанн Предтеча (без сцены крещения, но со свидетельством о Иисусе)
1:37-51 выбор пяти учеников (ср. 4 Езр 14 + Нафанаил в Диатессароне как "писец Исраилев")
Семь чудес (знамений):
2:1-11 Первое чудо: Кана Галилейская (вода в вино). = κεφαλαιον 1
2:12-4:45 разные истории, не вписывающиеся в календарный формат. = κεφαλαια 2-5.
4:46-54 Второе чудо: исцеление сына царева мужа в Капернауме (но Иисус -- в Кане). = К6.
5:1-18 Третье чудо: исцеление расслабленного в купели (Вифезда). = К7. приходится на "праздник иудеев" в Иерусалиме, очевидно, хаг, т.е. один из главных. это причина помещения сюда, а не на свое место, этой главы (которая должна бы идти между 6 и 7, как заметил еще Бультман). (праздник в 5:1 не назван, идентификация оч. спорная).
5:19-47 -- поучение на праздник, про Моисея, которому не веруют. это связано с содержанием праздника (в календаре Ин., т.е. не обязательно, чтобы в календаре Иисуса). = К7 (т.е. деление на зачала тоже присоединяет это поучение к рассказу о третьем чуде). тут праздник имеет смысл некоей новой 50цы.
6:5-14 Четвертое чудо: насыщение 5 000. 6:15 -- эпилог того же рассказа. = К8 (= 6:5-15). ПРАЗДНИК ИУДЕЕВ: ПАСХА
6:16-24 Пятое чудо: хождение по водам. = К9 (= 6:16-до конца гл. 8, т.е. до начала следующего чуда). остаток гл. 6 (хлеб сшедый с небесе и тд.) -- явно связан с чудом насыщения (поучение по поводу).
главы 7-8 -- опять не вписываются в календарь. ПИ: КУЩИ (гл. 7-9)
гл. 7 о "празднике", дальше упомянуто "преполовение" (Кущи).
9:1-7 Шестое чудо: исцеление слепорожденного. = К10 (занимает главы 9 и 10, до начала след. чуда). гл. 9 вся о слепом, но
гл. 10 -- отдельное поучение о пастыре. не вписывается в календарь. ПИ: ХАНУККА
11:1-45 Седьмое чудо: воскрешение Лазаря. = К11 (гл. 11 вся до конца и даже 12:1 или 2).
Книга славы, как ее назвал Raymond E. Brown
тут я предпочту следовать анализу Жобер в ее специальной статье про Иоанна. там та же хронология: Вторник -- вечеря, омовение ног, среда -- предательство Иуды, четверг -- допросы, пт. -- распятие.
указания на официальную пасху в субботу относятся к календарю фарисеев, а не общины Иисуса; отсутствие ясных оговорок на эту тему -- проблема позднего редактора Ин, который исходил уже из другой литургической практики.
т.е., применяя последовательно подход, обозначенный Жобер, получаем, что лекционарием был некий текст прото-Ин.
воскрешение Лазаря тогда нужно датировать субботой за 8 дней (или 6 при эксклюзивном счете) до воскресения, т.е. 11 нисана (с учетом моей поправки к Жобер -- broken Nisan, где вторник 14 нисана -- пасха, а 15 нисана -- уже сразу воскресенье, тк. 4 дня в промежутке -- это "дни промежутка").
возвращаемся к семи знамениям и выстраиваем календарь субботнего лекционария, исходя из 1 знамения в неделю (в субботу):
11 нисана -- седьмое знамение (воскрешение Лазаря),
4 нисана -- шестое (+ Ханукка)
27 адара -- пятое (+ Кущи)
20 адара -- четвертое (+ Пасха)
13 адара -- третье (+ неизвестный праздник: не потому ли пропала идентификация, что 50ца? -- ср. темы Моисея в гл.5*)
6 адара -- второе
29 шебата -- первое
22 шебата -- избрание 5 учеников
15 шебата -- Иоанн и начало цикла.
15 шебата суббота могла дать в юлианских календарях последующего христианства загадочный праздник то ли 16, то ли 18 января (переосмысленный как Успение Богоматери).
схема проверяется по третьему чуду, т.к. это д.б. праздник соотв. ранга и характера. 13 адара -- это он и есть (то, что в альтернативной еврейской традиции привело к Пуриму): Великая Суббота (названная так в "Мученичествах" Поликарпа и Пиония, "Пасха в амшире" старого коптского календаря и наша Неделя о Страшном Суде).
Сравниваем с 4 Ездры: тоже 7 видений, но 5 учеников не перед ними, а после. однако, Чаша Ездры тоже после учеников. ср. в Ин -- чудо в Кане (вода в вино) тоже после избрания учеников.
---------
* если исконное место гл. 5 -- после гл. 6, то как раз хорошо выстраивается последовательность праздников: Пасха -- 50ца -- Кущи -- Ханукка. значит, эти Jewish feasts были в том источнике, который был до евангелиста, а не принадлежат позднему редактору. Raymond Brown тоже за 50цу, исходя из Моисея.
о том же, но с учетом перемены местами глав 5 и 6, -- с. 147-51 этой книги http://books.google.ru/books?id=0yzSqTxW9SoC&pg=PA149&lpg=PA149&dq=john+5:1+feast&source=bl&ots=SH_nqNB2_F&sig=5xPwwZ4nLdRuNhhh57IVUJQdOCE&hl=fr&sa=X&ei=kjZGUf2aFOKi4gS-loHABw&redir_esc=y#v=onepage&q=john%205%3A1%20feast&f=false
UPD теперь я думаю, что идентификация этой субботы с 50цей неверна. это ЙК, который всегда в субботу по календарю Юбилеев и т.п. (а 50ца -- всегда в неделю). причем, тема ЙК в Ин 5 режет глаз (!!!!) - и на суд не приидет...
(продолжение в следующем постинге про Иоанна)