Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:
  • Mood:

теперь Иоанн

там прослеживается довольно очевидная календарная структура, но при этом не прослеживается структуры лекционарной. значит, либо это евангелие было приспособлено к литургическим нуждам иначе, нежели лекционарий, либо оно само является переработкой лекционария (expansion), либо я не знаю что. Жобер считает, что Ин сохраняет детали архаичного календаря (в частности, сохраняя смысл Фоминой недели как "второпервой", что имело литургический смысл только в календаре-364, но уже не следует этому календарю. наверное, она права: Ин является переработкой того, что мы сейчас бы назвали лекционарием

структура:

1:1-5 пролог

1:6-36 Иоанн Предтеча (без сцены крещения, но со свидетельством о Иисусе)
1:37-51 выбор пяти учеников (ср. 4 Езр 14 + Нафанаил в Диатессароне как "писец Исраилев")

Семь чудес (знамений):

2:1-11 Первое чудо: Кана Галилейская (вода в вино). = κεφαλαιον 1

2:12-4:45 разные истории, не вписывающиеся в календарный формат. = κεφαλαια 2-5.

4:46-54 Второе чудо: исцеление сына царева мужа в Капернауме (но Иисус -- в Кане). = К6.

5:1-18 Третье чудо: исцеление расслабленного в купели (Вифезда). = К7. приходится на "праздник иудеев" в Иерусалиме, очевидно, хаг, т.е. один из главных. это причина помещения сюда, а не на свое место, этой главы (которая должна бы идти между 6 и 7, как заметил еще Бультман). (праздник в 5:1 не назван, идентификация оч. спорная).

5:19-47 -- поучение на праздник, про Моисея, которому не веруют. это связано с содержанием праздника (в календаре Ин., т.е. не обязательно, чтобы в календаре Иисуса). = К7 (т.е. деление на зачала тоже присоединяет это поучение к рассказу о третьем чуде). тут праздник имеет смысл некоей новой 50цы.

6:5-14 Четвертое чудо: насыщение 5 000. 6:15 -- эпилог того же рассказа. = К8 (= 6:5-15). ПРАЗДНИК ИУДЕЕВ: ПАСХА

6:16-24 Пятое чудо: хождение по водам. = К9 (= 6:16-до конца гл. 8, т.е. до начала следующего чуда). остаток гл. 6 (хлеб сшедый с небесе и тд.) -- явно связан с чудом насыщения (поучение по поводу).

главы 7-8 -- опять не вписываются в календарь. ПИ: КУЩИ (гл. 7-9)

гл. 7 о "празднике", дальше упомянуто "преполовение" (Кущи).

9:1-7 Шестое чудо: исцеление слепорожденного. = К10 (занимает главы 9 и 10, до начала след. чуда). гл. 9 вся о слепом, но

гл. 10 -- отдельное поучение о пастыре. не вписывается в календарь. ПИ: ХАНУККА

11:1-45 Седьмое чудо: воскрешение Лазаря. = К11 (гл. 11 вся до конца и даже 12:1 или 2).

Книга славы, как ее назвал Raymond E. Brown

тут я предпочту следовать анализу Жобер в ее специальной статье про Иоанна. там та же хронология: Вторник -- вечеря, омовение ног, среда -- предательство Иуды, четверг -- допросы, пт. -- распятие.

указания на официальную пасху в субботу относятся к календарю фарисеев, а не общины Иисуса; отсутствие ясных оговорок на эту тему -- проблема позднего редактора Ин, который исходил уже из другой литургической практики.

т.е., применяя последовательно подход, обозначенный Жобер, получаем, что лекционарием был некий текст прото-Ин.

воскрешение Лазаря тогда нужно датировать субботой за 8 дней (или 6 при эксклюзивном счете) до воскресения, т.е. 11 нисана (с учетом моей поправки к Жобер -- broken Nisan, где вторник 14 нисана -- пасха, а 15 нисана -- уже сразу воскресенье, тк. 4 дня в промежутке -- это "дни промежутка").

возвращаемся к семи знамениям и выстраиваем календарь субботнего лекционария, исходя из 1 знамения в неделю (в субботу):

11 нисана -- седьмое знамение (воскрешение Лазаря),
4 нисана  -- шестое (+ Ханукка)
27 адара -- пятое (+ Кущи)
20 адара -- четвертое (+ Пасха)
13 адара -- третье (+ неизвестный праздник: не потому ли пропала идентификация, что 50ца? -- ср. темы Моисея в гл.5*)
6 адара -- второе
29 шебата -- первое
22 шебата -- избрание 5 учеников
15 шебата -- Иоанн и начало цикла.

15 шебата суббота могла дать в юлианских календарях последующего христианства загадочный праздник то ли 16, то ли 18 января (переосмысленный как Успение Богоматери).

схема проверяется по третьему чуду, т.к. это д.б. праздник соотв. ранга и характера. 13 адара -- это он и есть (то, что в альтернативной еврейской традиции привело к Пуриму): Великая Суббота (названная так в "Мученичествах" Поликарпа и Пиония, "Пасха в амшире" старого коптского календаря и наша Неделя о Страшном Суде).

Сравниваем с 4 Ездры: тоже 7 видений, но 5 учеников не перед ними, а после. однако, Чаша Ездры тоже после учеников. ср. в Ин -- чудо в Кане (вода в вино) тоже после избрания учеников.
---------
* если исконное место гл. 5 -- после гл. 6, то как раз хорошо выстраивается последовательность праздников: Пасха -- 50ца -- Кущи -- Ханукка. значит, эти Jewish feasts были в том источнике, который был до евангелиста, а не принадлежат позднему редактору. Raymond Brown тоже за 50цу, исходя из Моисея.
о том же, но с учетом перемены местами глав 5 и 6, -- с. 147-51 этой книги http://books.google.ru/books?id=0yzSqTxW9SoC&pg=PA149&lpg=PA149&dq=john+5:1+feast&source=bl&ots=SH_nqNB2_F&sig=5xPwwZ4nLdRuNhhh57IVUJQdOCE&hl=fr&sa=X&ei=kjZGUf2aFOKi4gS-loHABw&redir_esc=y#v=onepage&q=john%205%3A1%20feast&f=false

UPD теперь я думаю, что идентификация этой субботы с 50цей неверна. это ЙК, который всегда в субботу по календарю Юбилеев и т.п. (а 50ца -- всегда в неделю). причем, тема ЙК в Ин 5 режет глаз (!!!!) - и на суд не приидет...
(продолжение в следующем постинге про Иоанна)

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments