Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Иосиф и Асенефа

напишу тут кратко тезисы, т.к. до конца лета не смогу продолжать тему. прежние тезисы о том же в ЖЖ считать недействительными.

1. догадка, что там календарь 364 -- Жобер, устное сообщение Филоненко, упомянуто в его издании. это верно. но что именно календарь Юбилеев -- неверно, как справедливо указал Beckwith 1981. но Беквит правильно делает вывод, что там какая-то модификация этого календаря, при которой 18/IV -- воскресенье, а не суббота (как в календаре Юбилеев). Жобер неправильно вышла из этого затруднения, приписав вечер этого дня следующему дню (вечер должен принадлежать предыдущему дню, т.к. граница суток -- по восходу солнца, а не луны).

2. Беквит неправ в предложенной им альтернативе -- будто это такой календарь, где год начинается не в среду, а в четверг. таких календарей не бывает, и вообще есть только две традиции относительно дня недели для первого дня года -- либо среда (день сотворения светил), либо воскресенье (первый день творения). реконстуркция Беквита не подкрепляется никакими литургическими документами.

3. моя реконструкция: это один из календарей, где год начинается в воскресенье, а именно, календарь 2 Еноха (тоже египетская книга). там 18.IV -- воскресенье. этот календарь имеет в первых четырех месяцах продолжительность 30, 35, 30, 30 дней.

4. в календаре 2 Еноха получает подтверждение интуиция Ван Гаудувера относительно связи 18.IV, кульминационного пункта сюжета ИА, с днем летнего солнцестояния. но не совсем напрямую. ван Гаудувер считал, что солнцестояние в 2 Ен -- 17.IV, но там оно 17.III, однако, во 2 Енохе солнцестояния сбиты против космологии ("асимметрия солнцестояний", то же в 3 Вар), а при симметрии как раз могла быть дата 17.IV (в календаре более раннем). но проблема в том, что такой даты мы не знаем в источниках. мы знаем 31.IV (1 En), 15.IV (месопотамский консенсус и 3 Вар), и эти даты не пересчитываются в календарь 2 Ен так, чтобы получалось 17.IV. -- ЗДЕ ПРОБЛЕМА!!! -- но см. ниже в этом пункт.е

но зато аллюзии на культ солнца ("Гелиополь", вид Иосифа, его золотая колесница...) -- очень в духе 2 Ен--3 Вар--АпокАвр, где солнцестояние является важным или даже кульминационным моментом сюжета.

в 3 Вар солнцестояние 15.IV -- после 50 цы (4.III) + 40 дней.
в ИА та же формула, но 50ца 6.III (как 2 Ен.) + 40 дней = 16.IV, на след. день -- суббота 17.IV. день солнцестояния и вообще стояния, а на следующий день начинается движение и даже движуха. ср. 3 Вар 6:12: Варух "ждет" в субботу.

тут структура второй пентеконтады года: в ней выделяются первые 40 дней после 50цы (время Моисея на Синае), а потом еще последние 8 дней (между ними еще один день, суббота, когда ничего не происходит).

т.о., я думаю, что 17.IV -- это "расчетная" дата солнцестояния, не имеющая отношения к астрономии, но имеющая прямое отношение к литургическому способу расчета этого небесного явления (способ известен из родственного, но чуть другого календаря 3 Вар и АпокАвр).

5. 8 дней, брак И и А, небесный посетитель с трапезой и тд.: ритуалы праздника Нового Вина (да, одного из праздников жатвы, но не в тишри!). очень хорошо ложится. родители Асенефы приносят плоды, среди них первым назван виноград. Иосиф прибывает с оливковой ветвью, время начала сбора оливок в Египте -- тоже в это время (начало августа, примерно; см. сельхозстатью с подробностями).

6. ритуалы: мед -- как развитие темы манны, поэтому альтернативно хлебу (права Брагинская и еще кое-кто!).

7. рисование перстом на соте, как кровью: ср. египетский ритуал еще 6 века при освящении хлеба освященной кровью!!! (наконец, нашлись его корни!!!)

8. Иосиф получает распоряжение фараона отправиться в поездку по Египту 5.II. -- эта дата праздничная, но непонятен пока смысл этого праздника (суббота, кстати). праздничность свидетельствуется календарем "Богослужения седьмой субботы" (фалаша, но это древнее египетское иудейское), где 5.II, тоже суббота, открывается цикл суббот до 50цы (там всюду чтения из 4 Ездры). цельность цикла: 5.II--6.III (50ца, не задействована в ИА), 41-й день после 50цы, вторая 50ца (Нового Вина).

9. праздник жатвы финальных событий, через сколько-то лет: мб. в тишри. в любом случае, это не влияет ни на какие литургические реконструкции.

10. посещение Иакова (через эн лет) 21.II. -- вот здесь полная загадка. будем искать... ни с чем не ассоциируется у меня пока что.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments