Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

славяно-сирийская инвентаризация 5

культы святых, специфичные для раннего христианства славян.

видимо, тут еще много чем надо заниматься, но хоть первые крохи.

1. Димитрий Солунский (см. значение 26 октября в Житии Мефодия). -- тут всё понятно, но никоим образом не специфично для выбора между сирийским (Солунская легенда) и византийским. так что этот культ нам не очень поможет.

2. Климент Римский. -- вот это важно. мой литургический анализ Корсунской легенды был неправильным (правильный потом дал Акентьев), но агиографический still holds. конечно, по западу ранее 12 века недостаточно данных, но все же ясно, что очень значительного культа до 12 века на западе не было, и даже в самом Риме этот культ реанимировал Константин-Кирилл.

в 9-м веке Климент ничего особо не значил для Византии (в Херсонесе культ его был заброшен с 6-го века), и даже специально подвинут вбок Трулльским собором 692 г. (прав. 2) -- который откровенно ссылается на хорошо нам известную по рукописям практику "еретиков". Климент был главным "евангелистом" всего церковного права -- Климентова "Осмокнижия". т.е. для монофизитов в 9 в. это все еще был один из главных святых и самый главный авторитет в церковном праве.

3. Параскева-Пятница; ее культ у славян отличается от византийского. -- ну, тут все ясно. этот культ -- сирийское изобретение ок. 500 г. или чуть позже, как раз в той традиции, где был Симеон Бет-Аршамский. см. мою статью в сб. про корни ислама.

4. Кирилл Александрийский. -- именно его имя принимает в монашестве Константин Философ, и ранняя гимнография (древний канон Кириллу Философу) воспевает его как "второго Кирилла" (Александрийского). это никак не вытекает из тех обстоятельств, которые известны из житий Кирилла и Мефодия или из жизни К.поля. но о значении Кирилла Александрийского для монофизитов можно не говорить: там это главный святой, основатель их богословия как такового.
далее культ Кирилла Александрийского ассимилируется с культом Кирилла, брата Мефодия, и они путаются (Чешмеджиев 1992).
имя брата Кирилла в Бандуриевой легенде, Афанасий, тоже лучше всего объясняется (я думал, что это придумал я, но потом узнал, что Чешмеджиев успел раньше :-) через агиографическую пару Кирилл-Афанасий Александрийские.

Ср. герой Солунской легенды: Кирилл, причем, хотя и грек, но призван к служению славянам в Александрии, -- т.е. Кирилл Александрийский.

при таком бэкграунде с особым культом Кирилла Александрийского нужно было что-то делать. "стандартная" кирилло-мефодиана не дает ответа на вопрос о том, зачем Константин постригся с таким именем.

4. 15 мучеников Тивериупольских -- в Струмице и на Брегальнице.

исконный культ в Струмице явно был собран на скору руку для создания в Болгарии Михаила хоть какого-то мартирия. агиографический субстрат тут только через развалины позднеантичной базилики в Струмице и литературные источники. до 860-х годов, видимо, ничего не было (NB прочитать статью про источники Феофилактова Мученичества муч. Тивериупольских!).

а вот перенесение мощей кого-то из мучеников на Брегальницу -- уже куда интересней. надобность создания там церковного комплекса (также на позднеантичных христианских руинах) совершенно неочевидно. в отличие от Струмицы, там не было рядом (с археологически локализованным церковным комплексом) никакого особо крупного города. к чему такая честь?

те, кто верят в Брегальницкую миссию Кирилла, легко находят ответ (состоящий в том, что там был церковный центр первой миссии к славянам Македонии). те, кто не верят, -- заматывают вопрос и не дают ответа. (это тем легче сделать, что на вопросе настаивают археологи, а они македонские, а у македонцев принято верить в Брегальницкую миссию; а там, где верить не принято, нет этих назойливых археологов).

в рамках нашей генеральной гипотезы, верить в Брегальницкую миссию надо, но эта миссия -- не Кирилла.

смысл перенесения мощей в рамках нашей генеральной гипотезы сразу становится понятен: надо было "обезвредить" (переориентировать) старый церковный центр, где, вероятно, лежали совсем другие мощи -- как бы не самого героя Солунской легенды. так из конкурирующей церковной столицы Брегальницкий центр превращался в филиал Струмицы -- главного города и главного церковного центра той местности (между ними ок. 70 км).

как с этим археологически, я пока не понял. ясно, что различаются остатки конструкций до 7 века и сильно после, причем, "после" датируется концом 9-го -- 10-м веками. но насколько точно? -- я не разобрался.

UPD 24.02.2015: мученики Седмочисленные (!) -- иереи по чину Мелхиседекову (у Климента Охридского в службе), т.е. явно основатели Церкви и христианства. но это отсылка к Маккавеям (их священство по чину Мелх. -- параллели в комментарии Charles к Юбилеям). апокрифы актуальны, а это не очень-то византийская традиция.

их служба стихиры вечерни: сначала переделка апостольских (29 июня), потом -- Успения. дата: 28 августа (-15 дней, по числу мучеников -- будет Успение). В Ассеманиевом ев. (11 в.) -- 29 августа.

5. Житие Вячеслава и Людмилы (Кристианова легенда): прямое указание, что, прежде Константина, христианство было принято в Моравии "во времена, как говорят, Августина". -- ср. упоминание Моравии в Солунской легенде.

никакого рационального объяснения это свидетельство не имеет, а просто так его отбрасывать -- уже доотбрасывались.

6. пока всё (?).

UPDATE

6. Давид Солунский. -- единственный дендрит(разумеется, сириец) в Византии. значение дендритов особенно велико в традиции Симеона Бер-Аршамского и Ко. (ср. Житие Иоанна епископа..., которое про Награн). интересно, нельзя ли нарыть чего-то особенного относительно его культа у славян?

UPDATE 15.10.2014

7. Елевферий!

UPDATE 24.02.2015

25 августа -- загадочная память Мефодия (Турилов). это день Ахикара!
Tags: syroslavica
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments