в преданиях о Соломоне и Китоврасе есть устойчивая линия, представляющая Китовраса братом Соломону. она выражена во фрагменте 15 в., изданном С.Я. Лурье в RÉS 1964, и в надписи на вратах из Новгородской Софии, которые сейчас в Александрове (после разграбления собора Иваном Грозным). в Палее эта традиция не представлена. каковы ее корни?
еще в статье 2009 г. я связал Китовраса с Ионой (через традицию, отразившуюся в Мишне и в Евангелии, где возникает некая параллель между Ионой и Соломоном; к сож., традиция толком не сохранилась, а есть лишь два ее следа).
я вот подумал, что пророк Иона (или, точнее, оба библейских пророка Ионы, включая того, что был при Иеровоаме II) -- сын Амафиев, т.е. Амиттаев, т.е. Истинствующего. имя его отца одинаково в обеих библейских традициях об Ионе. могло ли это имя относиться к Давиду? -- оказывается, да, если читать пс. 132:11 МТ не по-гречески (и не по таргуму, и не по Пешитте...), а по МТ: לְדָוִד אֱמֶת, т.е. не "клятся Гдь Давиду истиною", а, скажем (можно ведь и так), "клятся Гдь Давиду-истине".
если "Истина" -- это тоже имя Давида, то пророк Иона вполне может оказаться родным братом Соломону (и, кстати, тогда уж моим двоюродным пра...прадедушкой--но это уже личное, оставим).
беда в том, что актуальных следов подобных легенд я нигде не встретил. думаю, надо поискать на нееврейских языках. в т.ч., на сирийском.
Upd Cf Toepel, Baptismal Background 4Ezra: Jonas--Ketos--Ades--Resurrection! cf. as well the Chalice of Solomon (и царь двд посреде их -- Иез 37:26...). Odes of Sol 42:11 death "womited up" Jesus (Toepel, p.297).