Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Евмений Гортинский, 18 сентября

по некоторой нужде, решил углубиться в его биографию. между прочим, последнее, что я о ней прочел, была статья в ПЭ, и она -- самая полная библиографически из всего, что я смотрел раньше (хотя там ошибка с годом смерти, поставленным от фонаря). это второй в моей практике случай, когда о малоисследованном святом именно ПЭ, а не Bibliotheca Sanctorum, ΘΗΕ, DACL, OCD etc. дает самую полную справку (до этого то же самое было с Варипсавом).

но что же там с биографией? полного жития нет, но, похоже, оно когда-то было. все нынешние синаксарные заметки восходят к данным, приведенным в 9 веке в каноне Иосифа Песнописца (атрибутируется точно -- по акростиху). Впечатление такое, что Иосиф шпарит по тексту жития, в хронологическом порядке, причем, кульминацией является возвращение мощей на Крит и их упокоение рядом с мощами Кирилла Гортинского. Т.е. если не сам канон Иосифа, то его источник был создан на день перенесения мощей. Судя по тому, что епископ умер в Фиваиде, день его кончины и не был известен. В биографической канве обращают на себя внимание следующие моменты:

1. антимонофелитский выпад -- только в богородичне канона, т.е. принадлежит Иосифу, а с его источником мог никак не быть связан. поэтому из этого богородична ничего нельзя сказать об антимонофелитстве Евмения.

2. Евмений примиряет братьев-царей: еще Сергий Спасский сообразил, что это примирение Ираклиона и Константина III в 641 г.(мне понадобились сутки, чтобы прийти к этому выводу, т.к. я еще думал о смутной истории с тремя царями при Константине IV, но там так не выходит; в Спасского я решил заглянуть не раньше, чем сформирую собственный взгляд на проблему). сегодня эта идентификация может быть сделана с еще большей уверенностью, т.к. мы, в отл. от Сергия Спасского (впервые опубликовавшего свой труд в 1875), знаем эту историю еще и по хронике Иоанна Никиусского, а там ясно сказано, что Ираклион поехал мириться в сопровождении толпы духовенства и всячески бил на религиозные чувства. (удивительно, но не очень: западные и греческие ученые не только не читали Сергия, но и сами не догадались сделать тот же вывод).

3. упоминается, что Евмений пренебрег золотом царя. -- никто не комментирует. но мне кажется, что тут некий конфликт может подразумеваться.

4. отправился в Рим, где яко факел просиял и всех научил правильной вере. -- вот это очень пикантный момент. похоже, Рим был старый, а не Новый (и, вообще говоря, Крит был тогда -- до 730х годов -- в Римском патриархате, в составе Иллирика). это произошло не ранее 641 г. (считая, что канон излагает события последовательно). в Риме был православный папа Феодор (а позже будет Мартин). если их чему-то учить, то только монофелитству. альтернативное объяснение: Рим был Новый, а Евмений учил диофелитству, официально принятому в его Римском патриархате.

5. из Рима -- помимо воли -- отправляется подвижничать в Фиваиду, где и умирает. -- были ученые толкования, будто это император-монофелит отправил его в ссылку за православие. такое толкование следует исключить: в 641 г. и позже Египет был уже завоеван арабами, и никого туда в ссылку отправлять не могли.

----

что могло произойти на самом деле?

если Евмений входил, да еще на лидерских позициях, в группу духовенства, посредничавшего в примирении между Ираклионом (т.е. Мартиной) и партией Константина III, уже в конце 641 г., после внезапной смерти Константина III (Феофан пишет с уверенностью -- но, возможно, несправедливо, -- что его отравила Мартина), попадает в опалу вместе со всем кланом Мартины, включая патриарха Пирра. Пирр, как известно, после этого пускается в путешествие, достигая даже до Рима (в 645); в этой поездке он отрекается от монофелитства и паки "возвращается на свою блевотину"; тут и диалог с Максимом в Африке. возникает соблазн связать с тем же самым и путешествие в Рим Евмения: т.е. оно было вынужденным, вследствие опалы всего духовенства, близкого к Пирру и клану Мартины. это позволяет объяснить и дальнейшее направление из Рима в Фиваиду: возвращаться в Гортину было нельзя, а в Египте оставалась церковь монофелитов, которую коптский патриарх Вениамин еще никак не мог успеть сбороть к началу 640х годов (даже монофелитский патриарх Александрии Кир умер только в 641; в коптской церкви также был раскол: к моменту арабского завоевания за Вениамином шло только непримиримое меньшинство, и оно только успело начать превращаться в большинство).

если Евмений был монофелитом и связан с партией Пирра (не обязательно непосредственно; мб., через императорский двор при Мартине, а до нее -- при Ираклии), то понятно, почему его Житие оказалось некошерным в эпоху победившего диофелитства.

остается непонятным, когда переносили мощи из Фиваиды в Гортину.

переход Андрея, епископа Критского, в монофелитство в 713 г., при Вардане Филиппике, имел, таким образом, может быть, некоторый бэкграунд в местной традиции, помимо чистого конформизма. кстати, это был бы хороший момент, чтобы перенести мощи Евмения Гортинского домой и сделать его особо почитаемым местным святым, написав заодно и Житие.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments