Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

психоанализ и аскетическая антропология (тезисно)


оказывается, у меня был длинный постинг с кратким введением в Жане, Адлера-Франкла, Меланию Кляйн и Биона. можно его использовать как популярное введение к тезисам ниже.

0. нередукционизм, dynamische Psychiatrie и т.д. -- это ясно, но надо подчеркивать, что это не Фрейд, а еще Жане, у которого Фрейд научился бессознательному. оригинальный Жане нам ближе и интересней...

"динамический", т.е. нередукционистский подход не следует отождествлять с антифизикализмом. вполне допускаю физикалистские объяснения нередукционизма в духе scale-free network .

1. (см. мою статью 2006 про Меланию Кляйн и Максима Исп.): наиболее очевидное сходство -- учение о базовых влечениях (Trieb, drive): в аскетике обычно λογικόν, θυμικόν, ἐπιθυμικόν -- но это уже у Климента Алдр. Раздражительное и вожделевательное -- это точно по Мелании Кляйн, но там базовых влечений всего два: либидо и агрессия.

очевидный аналог разумевательного -- "смысл" как базовое влечение у Адлера и, за ним, Франкла, но эти авторы отрицали психоанализ, из которого вышли.

С христ. т.зр. получается, что правда в совмещении двух подходов, хотя сами себя они считают несовместимыми.

2. в отличие от Адлера и Франкла, я совсем не уверен, что стремление к смыслу (в их смысле :-) ) не бывает свойственно животным. но если у животных его нет, тогда это точный аналог нашего λογικόν. если у животных его есть, то наше разумевательное -- некая особая форма животного λογικόν (разумевательного), свойственная человеку как особому виду животных.

3. главная проблема современной психоаналитической трактовки базовых влечений -- это, однако, "танатос". посмотрев (даже!) в Кернберга и Биона, мы его не найдем вообще. (если я ошибаюсь, то очень прошу указать мне на это в комментах прям здесь!!!).

и это при том, что у Кернберга есть прекрасная статья о нарциссическом восприятии времени (Маша Тимофеева перевела), где едва ли не более интересная часть -- про восприятие времени в норме: когда человек с возрастом все более и более обогащается (а не опустошается, как при нарциссизме). сразу возникает вопрос (к Кернбергу): может ли такое обогащение продолжаться бесконечно, или все-таки существует механизм насыщения?..

4. относительно появления у Фрейда учения о "танатосе" существуют разные мифы. я верю, что это плагиат развитие мыслей из неопубликованной работы Сабины Шпильрейн, а у нее -- из совершенно другой психологии Мечникова (из его нашумевшего франц. доклада 1906 г.), где, однако, он проявляет себя отчаянным романтиком, а не заскорузлым материалистом, каким рисовался перед публикой.

5. судьба "танатоса" в психоанализе, как подобает, печальна. -- у Фрейда и некоторых учеников первого поколения (типа Ференци; NB посмотреть, что у Пфистера!) -- это базовое влечение, как бы, но при этом -- не пришей кобыле хвост. никак не связывается с остальным в гармоничную систему. фрейдовская гармония эрос-танатос не решила проблемы, т.к. эта сладкая парочка вываливалась из любых версий фрейдизма точно так же.

но Фрейд -- вслед за Шпильрейн -- твердо стоял на том, что влечение к смерти -- нечто элементарное и базовое. но мировоззренческие предпосылки всех -- столь различных между собой -- психоаналитиков не позволяли на этом стоять дальше и устоять. за пределами первого поколения учеников Фрейда тезис не просматривается вообще (опять прошу меня поправить, если кто может).

6. Мелания Кляйн, в отличие от ее собственных продолжателей (Бион, Эдит Якобсон, Кернберг; можно добавить Матте Бланко), верила Фрейду, но также понимала, что с этим надо что-то делать, и не знала, что именно. она связала влечение к смерти со страхом смерти и, далее, с базовым влечением агрессии.

7. святоотеческая антропология указывает совершенно другое место для влечения к смерти, подтверждая интуицию Мелании Кляйн, что это не особое базовое влечение (как у Фрейда, если неточно формулировать его идеи), а некая форма уже известного базового влечения. однако это не агрессия, а либидо.

8. поскольку либидо стало связано с процессом размножения (тут никакого отличия между психоаналитическими и аскетическими трактовками -- при большом, разумеется, отличии от "викторианских" трактовок), то оно превращается во влечение к смерти (подробно у Максима Исп. -- о диалектике между идонИ и одИни, но это совершеннейший мейнстрим). это влечение, однако, является "тлением произволения", а не его нормальным состоянием.

иными словами, "нормальные" (с т.зр. психоанализа) проявления либидо -- это даже не влечение к смерти, а уже она сама, т.е. процесс умирания. психический аналог появления трупных пятен на теле. отсюда смысл аскетики -- как "воскрешения" (буквально) души -- "прежде чаемого общего воскресения".

9. отсюда в христианстве (начиная еще с ВЗ -- вопреки расхожему мнению) отношение к сексуальному удовольствию как к греховному и де-факто смертельному, и отсюда же место борьбы с блудной страстью в любой нашей системе аскетики. -- это тема большая, но хорошо известная.

10. естественно, что понятие нормы в христианстве иное, но не дерзну сказать "нежели в психоанализе", т.к. психоанализ как научная программа инвариантен по отношению к нормам; поэтому скажу "иное, нежели у известных психоаналитических школ". просто у них свои психоаналитические школы, а у нас своя.

христианское понимание нормы для вожделевательной части души (т.е. либидинозных влечений) -- это стремление к Богу. с точки зрения наших коллег из других школ, это не норма, а сублимация. на это мы ответим, что это не у нас сублимация, а у вас деградация (пусть не обижаются, это не в бранном смысле).

наши повседневные проявления либидинозных движений (вроде любви к работе и т.п.) принадлежат той "серой зоне", где влечение видно, а его направление -- нет (т.е. оно тоже видно, но не простому внешнему наблюдателю). поэтому в подобных делах общая направленность либидо человека не сказывается напрямую.

11. направление либидо к смерти или воскресению -- это ненулевая составляющая векторной величины. кажется, наша аскетика формализуется как траектория души в трехмерном пространстве, где по осям -- либидо, агрессия и смысл. но именно по оси либидо определяется различие между жизнью и смертью.

12. в отношении терапии: различие между нашими подходами ни на что не влияет (в случае логотерапии Адлера и Франкла вообще трудно заметить различие). правило уважения к ценностям клиента блокирует всякое специфическое христианское содержание терапии, тк. даже если клиент христианин, его христианские ценности для терапевта -- опорные точки для терапии, абсолютно не подлежащие ревизии и апгрейду в ходе терапии. (по этой же причине священник не может быть психотерапевтом для своих прихожан).

13. в отношении религии: если не верить святоотеческому равенству между не направленными к Богу религиозными устремлениями и процессом физической смерти, то надо признать тогда, что и вообще рассказ о грехопадении к сегодняшним людям не имеет никакого отношения. т.е. придется отрицать не только августиново лжеучение о "первородном грехе", но и святоотеческое учение о наследуемой смерти через наследуемое тление произволения. т.е. должно настать полное пелагианство, которое уже и настало в современном "либеральном" христианстве.

кроме того, вряд ли это "неопелагианство" совместится с нормальной верой в телесное воскресение. во всяком случае, отцы учили верить в наше собственное телесное воскресение не просто как в обещание, а как в реальность, для вступления в которую "здесь и сейчас" как раз и существует христианство (не просто христианская аскетика, а христианство в целом). трудно и вряд ли возможно в это верить, если совсем не получать опыта личного умирания и воскресения еще "при жизни". святоотеческий mindset, в смысле φρόνημα τῶν πατέρων Флоровского, весь основан на индустрии этого приобщения к Жизни через аскетику и на осознании и преодолении повседневного умирания.

14. христианское отвращение от мiра -- это, разумеется, отвращение от смерти и разложения в себе, пусть даже и такого, где запах гнилого мяса перебивают запахами духов.

Кернберг бы с этим не согласился, а вот Фрейд мог бы и оценить. а Сабина Шпильрейн -- кто ее знает? -- мб., могла бы и поверить.

Tags: psy
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments