Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

статья, которую мне было бы интересно прочитать 10 лет назад

http://tipikon.h1.ru/rusprav/2002/11/rp65_9.htm
сегодня -- наивно запоздалой наивностью. но спасибо http://www.livejournal.com/talkpost.bml?journal=iv_s&itemid=24204 за то, что обратили мое внимание.

в статье есть один, на мой взгляд, весьма актуальный абзац:

жизнь уже показала: “истинно-православные” юрисдикции очень быстро начинают дробиться, раскалываясь на множество враждующих “толков”, представители которых с яростью обвиняют друг друга в новых, неведомо откуда взявшихся ересях, иной раз совершенно фантастических. Конечный пункт этого движения уже давно обозначен нашими старообрядцами, у которых зачастую члены одной семьи принадлежали к разным “деноминациям”, и в погоне за религиозной “чистотой”, боясь “оскверниться”, даже сын с отцом не садились вместе за обеденный стол.


действительно, любое истинно-православное движение неизбежно имеет тенденцию уподобиться старообрядцам. если ничего специально не делать, то будет так и только так. это не означает, что подобные движения вообще не нужны (как полагает автор статьи). это означает, что этим движениям нужна особого рода работа, которой не смогло дать старообрядчество. у греческих старостильников с этим тоже большие проблемы.

эти проблемы неизбежны, когда возникает какое-либо народное движение. ведь оно возникает в противодействии какому-то "новому" (пусть и беззаконию), значит, неизбежно стремится консервировать "старое". однако, это то самое "старое", внутри которого успело сложиться то самое "новое"... т.е. на первом этапе неизбежно отрицается болезнь, но консервируются ее корни. любое народное движение против нововведений, в своем исходном и сыром виде, всегда содержит свою собственную смерть.

поэтому ответом на любую реформу может быть только контрреформа, а не простая консервация старого (т.к. консервация обречена стать разложением).

так пытались поступить нестяжатели в условиях натиска иосифлян. так в наше врямя пытаются поступать Бостонцы и приход покойного А. Каломироса (тут дело не в возможных у них частных ошибках, а в самом понимании необходимости бороться и с причинами такого зла, как экуменизм). об этом же был и наш спор с Владимиром Моссом (главная идея Мосса -- это все-таки консервация дореволюционного прошлого, тогда как я считаю это самоубийством для церковной организации, т.к. все корни послереволюционных болезней -- дореволюционные).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments