Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

varia sacra

1. Глеб Самойлов сдержал свое слово: позвонил мне и надиктовал для упоминавшегося вчера юного самоубийцы очень трогательное сообщение (о методике поиска смысла жизни на ранних этапах этих самых поисков; разумеется, это он о себе так говорит). уже одно сообщение о том, что такое сообщение будет, произвело на того молодого человека весьма "ударное" впечатление: не буду рассказывать подробностей, но сообщу резюме: это вышло как нагляднейшее доказательство того, что реальность существенно богаче того, что он о ней знал. кондовый атеизм, с которым этот молодой человек вышел на люди, немедленно рухнул (что меня очень удивило -- такая прямолинейная реакция, достойная героев Достоевского :-).

2. Моя проповедь на Неделю Святых Отец (воскресный день перед Рождеством). (Расшифровка рождественской проповеди пока что запаздывает).

Сегодня мы совершаем память святых отцев. А в прошлую неделю (т.е. в воскресный день) мы совершали память святых праотцев. Какая разница? Никакой. Как видно из сегодняшнего богослужения и богослужения прошлого воскресенья, поминаются те же самые Ветхозаветные праведники, от которых родился по плоти Христос.
Но все-таки некоторая разница между сегодняшней неделей и прошлой неделей есть, и она видна из различия евангельских чтений. В прошлый раз мы праздновали память всех ветхозаветных праведников, и больше всего богослужение обращало наше внимание на то, почему они стали праведными. В этот раз, благодаря Евангелию, мы должны посмотреть на другое, а именно на то, о чем говорит сегодняшнее Евангелие (от Матфея, зачало 1). А о чем говорит сегодняшнее Евангелие? Многим из нас, наверное, кажется, что оно просто ни о чем не говорит: перечисляются какие-то многочисленные имена тех, от кого родился Христос. Причем в конце этого списка выясняется, что это еще и не Он от них родился, а Иосиф, который по плоти не имеет ко Христу никакого отношения, кроме того, что его женой (да ведь и то не женой, не по-настоящему женой) была Мариам. И вот нас надо было мучить таким длинным списком имен - три раза по 14 имен - для чего? Вот, надо понимать, для чего.
Во-первых, надо понимать, что этот список символический, и уже поэтому бессмысленным быть не может. Потому что есть другая родословная Христа в Евангелии - сегодня мы читали от Матфея, а есть еще в Евангелии от Луки, и она не совпадает. Например, очень ясное несовпадение - в Евангелии от Луки пропущены те цари, которые были после Давида, начиная с Соломона. Это несколько царей -- в родословной Евангелия от Луки их нет. И понятно, почему -- потому что все эти цари были прокляты. Они были идолопоклонниками, они уклонились от веры в Истинного Бога, и потому они были прокляты, как сказано еще в Ветхом Завете, и потому они из родословной Мессии исключены. Не потому, что по плоти их не было
-- по плоти они были, -- но они исключены потому, что они были чадами диавола, и Мессия, конечно, не может быть их чадом. Я сейчас перефразировал евангельские выражения, которые употребляет сначала Иоанн Креститель, потом Сам Господь по сходному случаю.
Здесь та родословная, которую мы сейчас прочитали, включает этих царей. Почему это было нужно? Потому что подводится такой итог этой родословной, что от Авраама до Давида четырнадцать поколений, от Давида до Вавилонского пленения четырнадцать поколений, от Вавилонского пленения до Христа опять четырнадцать поколений. Три раза по четырнадцать, или, если мы поймем, что это шесть раз по семь, тогда мы уже понимаем, к чему идет дело. Семь -- это священное число, которое обозначает полноту. Шесть раз по семь исполнилось, и родился Христос. Сколько еще раз останется по семь? Естественно, что один. Седьмой раз по семь, и на этом конец мировой истории. После Христа может быть только семь поколений.
Но мы прекрасно знаем, что после Христа было в физическом смысле не семь поколений, а несколько больше. Но мы также знаем, что и до Христа, даже между Авраамом и Христом, в физическом смысле было не три раза по четырнадцать поколений, а тоже несколько больше, уж не говоря о том перечне поколений между Адамом и Христом, который содержится в Евангелии от Луки. И дело не в этом, а в том, какие поколения считаются. Количество семь - это сколько поколений после Христа и до конца света было и будет еще истинно-православных христиан, то есть потомков Христа по плоти. Христиане - потомки Христа по плоти не потому, что у Христа были дети, а потому что мы становимся Его детьми через плоть Христову, которую мы вкушаем, через Евхаристию - конечно, те, кто вкушает Евхаристию в Истинной Церкви, и только они. Вот, все участники в Евхаристии, сколько бы их ни было до конца мировой истории, и будут называться числом семь - семь родов, - потому что семь - это число полноты, исполнение времен. Почему и говорится, что Христос родился в последние времена, "во исполнение времен".
Какие это времена последние? А вот такие, в которые родился Христос. Последние времена - это такие времена, когда уже ничего нового не случится, кроме того, что просто все закончится со Вторым Пришествием Христовым.
Последнее, что могло случиться, - это приход Мессии. И дальше что может случиться - только конец. И вот, между концом и пришествием Бога (воплощением Мессии) есть некоторые времена, которые называются последними.
В чем особенность этих времен? В том, что уже существует Церковь, которая есть Царство Небесное. Но в то же время еще существует мир, который во зле лежит, который существовал и до пришествия Христова.
А почему Церковь - царство Небесное? Потому что Церковь - это Тело Христово. Так говорит Апостол Павел. И даже если бы он это не говорил, мы бы это знали, потому что члены Церкви - это те, кто причащается Тела Христова через Евхаристию. Но мы же не думаем, что у Христа когда-нибудь и где-нибудь будет еще какое-то другое Тело. Тело Христово одно, только то, рождение которого, воплощение которого мы будем праздновать. И поэтому в Царстве Небесном никакого другого Тела Христова не будет. Просто те, кто приобщился к Телу Христову, те в нем останутся, уже больше не смогут отпасть и будут это видеть непосредственно. А если мы пренебрегаем Телом Христовым в жизни сей, если мы отвергаемся от причастия, от Истинной Церкви, то, конечно, мы не войдем в Царство Небесное.
Церковь уже сейчас существует как Царство Небесное. Все, кто в ней участвуют, те участвуют в Царствии Небесном. И это в то же время особая семья, это те семь раз по семь поколений, которые были до Христа и после, та семья, в которую входят все святые, начиная от ветхозаветных праведников. В том числе и те, которых сегодня в апостольском чтении перечислял апостол Павел в своем Послании к Евреям. Он перечислял разных, конечно не всех, праведников Ветхого Завета (он говорит, что всех даже не может перечислить). Некоторые перечислялись только по именам, а некоторые даже и не по именам. Например, когда говорится, что некоторые "претрЕни быша", т.е., перепилены пилой, имелся в виду пророк Исаия, который по имени даже не был назван.
А некоторые имена, боюсь, что никому ничего не говорят. Например, имя Иеффая. Я о нем сейчас расскажу, потому что в этом сообществе святых принято то, что совершенно непонятно и не принято в мире. И мы, может быть, тоже не можем этого сразу понять и вместить, как в случае Иеффая, но мы должны не судить судьбы Божии.
Случай Иеффая был такой. Он был одним из начальников (судий) Израиля, когда в очередной раз Израиль стали одолевать иноплеменники. И он пошел с ними на войну, имея для этого малые силы, но он поклялся Богу, что если он победит, то по возвращении в город, первое, что встретится ему на пути, будет принесено в жертву Богу. И первое, что встретил он на пути, возвращаясь в город, была его собственная дочь, которую он принес в жертву Богу.
Когда-то, еще раньше этого события, было жертвоприношение Авраама, когда Бог потребовал, чтобы Авраам принес в жертву своего сына Исаака. Авраам согласился и почти уже занес нож над горлом Исаака, чтобы его зарезать и потом принести жертвоприношение, но в последний момент явился ангел Господень, который остановил это. Но в аналогичной истории с дочерью Иеффая Господь не остановил. Действительно, это жертвоприношение совершилось.
В Талмуде иудеи очень осуждают поступок Иеффая. Там сказано так: какой это безумный обет. Ведь ему мог встретиться пес, т.е. нечистое животное, тогда он должен был бы нечистое животное пса принести Богу! Из этого иудеи заключают, что это безумный обет. Но, как видим, апостол Павел и христианская традиция в основном (хотя некоторые святые отцы осуждают этот поступок) никак не судят Варака, понимая, что все это было по воле Божией. В конце концов, это было предзнаменованием того, что Господь Сам совершит, потому что, когда Господь принес Своего сына, то, действительно, эту жертву никто не остановил.
А для чего я сейчас об этом вспомнил? Потому что мы должны ориентироваться - если мы хотим быть в Церкви и в этой семье праведников - ориентироваться не на то, что принято в мире, а на то, что принято в этой семье праведников, в этом роде, которому принадлежали еще ветхозаветные праведники.
Когда мы хотим быть христианами, все время находятся люди (причем многие из них ходят в церковь, многие наши хорошие верующие знакомые, которые весьма нас любят, наши родственники или друзья), которые говорят: ну хорошо, ну ты верь, но зачем же быть фанатиком, зачем же то-то и то-то делать. Или говорят: ты вот соблюдаешь пост, салат этот почти постный, в нем только немного майонезика. Именно в таких мелочах нельзя никогда уступать. Если "майонезика" в салате настолько "немножко", что и не чувствуется, тогда зачем его было класть. Если же чувствуется, тогда это гортанобесие или человекоугодие.
Надо держаться только одного критерия, того, который дает сама Церковь, а все остальное вменять яко несуществующее. Если мы будем так жить, что Истина для нас - это то, что в Церкви и что Бог велит, а все остальное - это просто крайне душепагубно, то тогда мы, молитвами всех святых, будем разделять их участь в Царстве небесном. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments