Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

проповедь на Рождество Христово

Сегодня мы празднуем Рождество Христово. Что же мы празднуем? - Все это понимают по-разному. Одни говорят "поздравляю вас с Рождеством". А при этом люди, может быть, неверующие - спросишь, с чьим Рождеством, а они не знают и как сказать. Просто с "Рождеством" поздравляют. Конечно, это может быть и хорошо, потому что они подумают сначала вообще, что Рождество - это что-то хорошее, а потом могут заинтересоваться, чье это там было Рождество. И может быть, с этого и начнется их постепенное воцерковление.
Другие люди знают, чье это Рождество мы празднуем, и они считают нужным как-то сделать праздничный стол, и, конечно, это тоже какое-то почтение к празднику. Может быть, упраздняться от какой-то суетной работы, не обязательно уж прямо чтобы напиваться, может быть, они вполне благочестиво это время проводят, но в церковь даже и не заходят.
А еще третьи люди - они в церковь заходят, постоят так немножко на службе, потом пойдут домой, и в этом их празднование Рождества.
А мы думаем, что мы не первые, и не вторые, и не третьи, и не якоже тот мытарь. Мы стоим всю службу, на Всенощное бдение остались, и даже - так как мы хорошо уже знаем, что на праздники надо причащаться, - слава Богу, на праздник мы причастились. Это очень правильно - действительно, кто не причащается на праздник, тот согрешает. Это вовсе не есть такое дело добровольное, что хочу - причащаюсь, хочу - нет. Если я физически (и физиологически, скажем еще так) могу причащаться, то я обязан это делать, и здесь никакого разговора нет.
Но это еще не означает, - даже если мы причащаемся в истинной Церкви, это все равно не означает, - что мы истинно празднуем праздник Рождества Христова. Потому что если мы вспомним, что сегодня нам говорил Григорий Богослов, чье слово мы читали, то увидим, как мы еще далеко от этого. Потому что там, например, такие слова сказаны в начале: "Девы девствуйте, да Христу станете матери". Вот для того, чтобы действительно отпраздновать Рождество Христово, мы должны жить так, чтобы Христос родился в нас. Чтобы мы сами родили Христа. Это и будет значить, что мы празднуем Рождество Христово как подобает, как это велят святые отцы.
А как же это может быть? Тут можно не сомневаться, что если мы даже причащаемся в праздник, то это хотя и необходимо, но не достаточно для того, чтобы праздновать как должно. А как должно, мы это все сами должны понимать.
Нужно чтобы мы не перестали праздновать, когда мы выйдем из этих стен. И не только чтобы мы не впали в какое-нибудь неуместное веселие, пьянство или прочие грехи, которые бывают по причине праздников особенно часто с христианами. Почему-то все время приходится напоминать, как какой-нибудь праздник, особенно большой, что это время искушений, что это гораздо бОльшее время искушений, чем пост. Об искушениях в пост все говорят. Действительно, бывают искушения, но это все мелочи по сравнению с тем, что бывает в праздники. Потому что бОльших искушений, чем в православные праздники, для православных людей трудно себе и представить. Но тем не менее, даже если мы не впадем в какие-то грубые искушения милостью Божией, то все равно еще далеко нам до того, чтобы праздновать. Потому что надо нам держаться следующего.
Надо стараться, чтобы такое вот постное настроение, которое в результате поста мы стремимся приобрести, - чтобы было такое внимательно, бодрое, настроенное на молитву, - чтобы оно сохранялось и в праздник. А чтобы в пост - сохранялось праздничное настроение, чтобы было такое веселое, и чтобы все время был интерес к самому главному, что есть в нашей жизни. Потому что поводы христианских праздников - это всегда что-нибудь самое главное в нашей жизни. Вот, сегодня - Рождество Христово, бывает - Воскресение Христово...
Вот, эти мысли всегда надо держать в себе. В том числе, когда пост бывает, когда вообще какие-нибудь скорбные времена в нашей жизни бывают. Вот, если всегда у нас в некотором духовном смысле будет пост, то у нас - тоже в некотором духовном смысле - всегда будет праздник. И когда в телесном смысле они меняются друг с другом местами (сейчас у нас пост заменится праздником, а потом праздник постом), в нашем душевном устроении ни только ничего не должно меняться, но все должно укрепляться и становиться прочнее, и все меньше и меньше колебаться.
В частности и практически: что нужно делать, чтобы меньше колебаться вот сейчас, когда во внешнем нашем устроении мы переходим от поста к празднику?
Нужно прежде всего сразу начать готовиться к причастию - прямо сейчас. И далеко отогнать от себя богохульнейшую мысль, к сожалению установившуюся в России в качестве обычной, - это один их тех обычаев, из-за которых Россия стала безбожной страной, еще до 1917 года, - что в святки нельзя причащаться. В святки необходимо причащаться. Это праздник церковный или языческий? Это праздник церковный. Любой церковный праздник означает, что нужно причащаться. А то, что не надо поститься и просто нельзя, - так это понятно, что нельзя поститься, а причащаться нужно.
Если кто-то хочет праздновать старый новый год, светский праздник - это его личное дело, пожалуйста. Но если есть время ночью праздновать и с утра не пойти на работу, то надо пойти на литургию. Старый новый год - это праздник Василия Великого и Обрезания Господня, главный праздник периода святок, надо придти и причаститься, готовиться к причастию, а не сидеть за столом и есть ночью после 12.
Будет воскресенье тоже в период святок, надо не говорить, что вот сейчас мы постились, а теперь расслабимся, а как раз в это воскресенье даже особенно важно по возможности причаститься. И хоть и не поститься, но подготовиться, вспомнить о своих грехах, посмотреть, может мы сейчас какие-нибудь грехи совершим, может быть, какие-нибудь вспомнятся из прошлой жизни, и вот, надо продолжать каяться, исповедоваться и причащаться во все праздники.
Тогда будет какая-то стабильность в христианской жизни. А так получается, что даже если мы совершим какое-то усилие над собой - если мы, может быть, проведем как-то более-менее прилично какой-нибудь период нашей жизни, может быть, даже несколько недель, причастимся, может быть, даже несколько раз, а потом - просто как натянутая пружина в другую сторону с характерным звуком отлетим. Последняя будут горше первых. Вот поэтому не надо нам так себя, может быть, перетягивать, как эту самую пружину, чтобы не издавать характерного звука, а надо стараться немного себя напрегать, зато по возможности постоянно. И вот тогда мы придем к тому, чтобы вместе со святыми отцами праздновать Рождество, и получить то спасение, которое состоит в обожении спасаемого, а не в чем-то другом, как говорят святые. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments