Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

  • Music:

еще о чудесах -- какой вред они приносят духовной жизни

на уровне личности, прихода и монастыря, чудеса (здесь и ниже будут подразумеваться только истинные, а не бесовские) -- это лучший способ превратить духовную жизнь в балаган, т.е. в цирк. были великие святые, которые могли так жить (из недавних -- Иоанн Кронштадтский, + 1908, и Иоанн Шанхайский, + 1966). согласно наивному представлению, их величие как святых заключается именно в чудесах, которых было много. чушь. на самом деле, их величие в том, что они несли подвиг, сродный юродству: жили посреди толпы людей, которая превращала почти всю их жизнь в публичное представление, но при этом сохраняли внутреннее трезвение и тп., т.е. постоянное одиночество. это один из тех подвигов, наряду с юродством (которому тоже был не чужд Иоанн Шанхайский) и столпничеством, на которые могут решаться лишь единицы и по особому призванию Божию, а все остальные должны смотреть на их жизнь, чему-то отдельному стараться подражать, но ни в коем случае не подражать их образу жизни в целом. для большинства существует другой, гораздо более умеренный, царский путь, которым шли многие из великих святых.

напр., у меня не вызывает ни малейшего недоверия история из египетского патерика. у некоего мирянина умер ребенок, и он очень горевал. но он знал великого старца и верил, что тот мог бы его воскресить. но, опять же, этот мирянин понимал, что старец пошлет его куда подальше с такими просьбами. поэтому он придумал следующее. положил мертвого ребенка у порога келлии старца. когда-через какое-то время старец выходил, он увидел ребенка и накричал на него, типа, "пошел вон -- нечего тебе здесь болтаться" (старец не любил, когда миряне устраивали тусовку около его келлии). ребенок -- естественно -- послушался старца и пошел домой, а старец даже не сразу узнал, что он его воскресил.

а вот афонский рассказ. преп. Нил Афонский умер, и от его мощей полилось дикое количество мира. можно было только сочувствовать его ученику, который оставался жить на том же месте, но у которого теперь постоянно толпился народ. тогда ученик взмолился с укоризнами к своему старцу: Эх, ты -- чему ты меня учил (одиночеству, безмолвию), и какой балаган ты мне теперь устроил!.. Тогда св. Нил не только прекратил это мироточение от своих мощей, но, как рассказывают, вообще испросил у Бога, чтобы от Афонских монахов никогда не оставалось нетленных мощей -- чтобы наличие подобных святынь не отвлекало людей от нормальной (монашеской) жизни. Последнее, м.б., легенда, но факт тот, что от святых, просиявших на Афоне и именно там скончавшихся, нетленных мощей не остается вообще никогда, так что нетление тела служит на Афоне верным признаком того, что о душе такого умершего нужно усиленно молиться: его не принимает земля...

чем плохи чудеса объективно: очень низкий КПД. даже у Христа он был очень низкий. ведь чудеса и исцеления всегда служат для исцеления души. но многие ли из иудеев, среди которых чудодействовал Христос, исцелились душевно? история о 10 прокаженных дает нам, как будто бы, КПД 10%, но действительная средняя цифра должна быть гораздо меньше. То же и у Иоанна Кронштадтского: большинство исцеленных им людей не переменяли своей веры и жизни... Так что хлопот от этих чудес -- полон рот, а выигрыш -- чуть. мало кто может позволить себе роскошь работать такими методами.

нам, простым смертным, довольно знать, что чудеса не замедлят там, где это будет необходимо для реализации стратегического плана спасения нашей души, составленного в соответствии с нормативными инструкциями, изданными святыми отцами... иными словами: нужно нацелиться на то, на что нужно, а если по пути потребуются чудеса, то они будут, и их будет столько, сколько надо. об этом есть, кому позаботиться. а нам, дай Бог, позаботиться о своей части работы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments