Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

фабрика грез--2

продолжаем историю РПЦЗ в целом и Джорданвиля в частности. начало здесь.

внутренние расклады в РПЦЗ в 1960-е

к середине 60-х, когда первоиерархом РПЦЗ выбрали м.Филарета, расклад сил в РПЦЗ был довольно дурацким, -- собственно, только по этой причине самый младший по хиротонии епископ, рукоположенный менее чем за 2 года перед тем (1963), был выбран первоиерархом (1964). это была компромиссная фигура, не связанная с тогдашней партийной борьбой внутри РПЦЗ, что обеспечивало для обеих враждующих партий в РПЦЗ 60-х гг. сохранение равновесия. фигура м.Филарета была предложена формальным лидером одной из двух партий, св. Иоанном Шанхайским, и поддержана не формальным, а реальным лидером другой партии -- протопресвитером Георгием Граббе, секретарем Синода и будущим епископом (в монашестве Григорием); формально во главе этой группы стоял один из старейших архиереев РПЦЗ, архиеп. Никон Рклицкий, который, однако, никогда в жизни не был самостоятельной фигурой (он известен своим 16-томным трудом "Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого").

суть конфликта (формально возникшего вокруг огромных финансовых злоупотреблений при строительстве собора в Сан-Франциско) была в том, что группа влиятельных мирян "приватизировала" св. Иоанна Шанхайского, когда он был переведен в Америку, и довольно ловко воспользовалась его именем в конфликте с основной массой архиереев, с которой у св. Иоанна были весьма натянутые отношения (и вполне поделом). служение в Западной Европе приучило св. Иоанна не доверять собратьям-архиереям, с которыми он все время был в оппозиции (потому его и перевели из Европы в Америку -- чтобы разрушить то, что он сделал в Европе), а опираться на мирян и низшее духовенство, так что на этом сыграть было легко: св. Иоанн был как раз на пике своего конфликта с остальными архиереями, только что понеся от них сокрушительное поражение в деле своей жизни -- создании местных православных церквей западных традиций.

можно сказать, что обе стороны были неправы, но уступить в тот момент мирянам -- значило бы обречь РПЦЗ на немедленный развал, а, заняв сторону архиереев, можно было еще на что-то надеяться в перспективе. думаю, такими соображениями руководствовался будущий владыка Григорий Граббе, действовавший в этом конфликте против св. Иоанна Максимовича. думаю также, что и я на его месте действовал бы так же. (в чем я категорически НЕ согласен с позицией о. Георгия -- так это в отношении к западно-европейским инициативам св. Иоанна; через несколько лет самому о. Георгию придется отказаться от опоры на русских эмигрантов и обратить свои надежды на американских греков).

вскоре, впрочем, после избрания м. Филарета св. Иоанн Шанхайский умер (1966), и манипулировавшая его именем группа влиятельных мирян лишилась своего главного "символического капитала" и была вскоре рассеяна. так разрешился миром конфликт, который всё время шел только на обострение. известно из первых рук, что в канцелярии Синода уже был подготовлен указ св. митр. Филарета о запрещении св. Иоанна в священнослужении (запрещать архиерея без церковного суда -- неканонично, но в РПЦЗ по-другому не делалось); хорошо, что не пригодилось.

вл. Григорий Граббе (тогда еще о. Георгий) немедленно воспользовался всеми преимуществами сложившегося положения: группа архиереев Никона Рклицкого оказалась маргинализированной по отношению к центру церковного управления вследствие своей вовлеченности в процесс, где м. Филарет и Синод (где единственным реально действующим лицом был все тот же о. Граббе) выступили в роли судьи. нужно было фиксировать их в этом положении, чтобы никогда уже не допускать до влияния на церковные дела. что и было сделано. власть в РПЦЗ в пределах обеих Америк и Австралии была надежно схвачена новым тандемом из о. Георгия и м. Филарета. Отец Георгий очень вовремя отбросил Никона Рклицкого и соответствующую группу архиереев, которая теперь превращалась для него (и для всей церкви) в обузу, т.к. и раньше их голос в церковных делах можно было терпеть, только скрепя сердце.

но этого не удалось сделать в Западной Европе. ослабление группы Никона Рклицкого открыло путь новой восходящей звезде РПЦЗшного Олимпа -- Антонию Женевскому, который сумел за несколько лет создать внутри РПЦЗ альтернативный центр власти, почти не зависящий от первоиерарха и Синода.

в 1978 г. митрополита Филарета посетил староста Гилфордского прихода РПЦЗ (это в Англии) Владимир Мосс; к тому времени их приход был анафематствован (ни много, ни мало) священником, посланным Антонием Женевским, временно управлявшим Англией, а конфликт прихода с Антонием возник именно из-за экуменизма последнего. Антоний Женевский был настроен антисоветски, но однозначно и за "мировое православие", и даже за МП как за церковную организацию; именно Антоний протащил на Всезарубежный Собор 1974 г. Солженицына (принадлежавшего к МП), который, как известно, наговорил там всяких глупостей о текущих церковных задачах. митрополит Филарет сказал, что ничего не может сделать против Антония, и для наглядности поднес себе к виску указательный палец -- во образ пистолета. после этого Гилфордский приход перешел в матфеевский синод, где экзархом Западной Европы был митрополит Епифаний Киттийский (Кипрский, до сих пор возглавляющий ИПЦ Кипра). так как слухи об анафематствовании священником своих прихожан в этом приходе распространились широко, митрополит Епифаний позвонил митрополиту Филарету (и это очень примечательный факт: официального общения между матфеевским синодом и РПЦЗ не существовало, происками того же Антония Женевского, с 1976 г., но митрополиты Епифаний и Филарет по-прежнему сохраняли добрые отношения и считали друг друга епископами одной Вселенской церкви); митрополит Филарет объяснил, что анафема не имеет никакого значения, и митрополит Епифаний приход принял.

сейчас я думаю -- решать такие задачки на материале истории полезно для устройства нынешних церковных дел, -- что можно было сделать против Антония Женевского. просто убрать его было нереально по причине слишком разветвленных связей с сильными мира сего. Антоний и его европейское духовенство было насквозь проедено НТСом, а НТС был такой организацией, которая должна была обслуживать холодную войну против Советского Союза, но при этом состояла -- едва ли не главным образом -- из советских агентов. (из этой же организации возник нынешний архиепископ Берлинский Марк). получалось, что НТСовские связи обеспечивали заинтересованность в тебе обеих воюющих сторон сразу -- и советской, и антисоветской. поэтому совершенно очевидно, что попытки прямого смещения Антония Женевского были бы неразумными -- это бы значило просто подставиться понапрасну.

но его можно было маргинализировать, хотя это требовало бы такой внутриполитической активности, какой в РПЦЗ не было никогда. а зря.
мне кажется, что следовало учредить в РПЦЗ кафедру епископа Парижского (такой кафедры не было; русским архиереем в Париже был Евлогий, и эта кафедра, т.е. ее название, так и осталась у евлогиан) и рукоположить на нее француза -- архимандрита Амвросия Фонтрие (1924--1992; год рождения по памяти), главу Французской миссии -- основанной св. Иоанном Максимовичем и покинувшей РПЦЗ в 1987 г., из-за экуменизма митр. Виталия. архимандрит Амвросий был, судя по всему, и я в это верю, -- настоящим святым. он бы мог стать для РПЦЗ вторым Иоанном Максимовичем в Западной Европе, а м. Филарет и о. Георгий Граббе могли бы "вырубить" остальных архиереев, чтобы они не смогли быстро его задвинуть куда подальше (а они бы это захотели: некоторые из принципа, а все остальные -- из зависти). но увы. много позже, уже в греческом старостильном синоде архиеп. Авксентия, архимандрита Амвросия хотели сделать епископом -- с титулом Кикладского, des Cyclades. он отвечал на это, что может быть только епископом des cyclistes -- мотоциклистов. но то было в греческом синоде, где были уже совершенно другие надобности. а в РПЦЗ, мне кажется, его можно было бы сделать епископом -- только м. Филарет и о. Георгий не были психологически подготовлены к такой крутой перемене во всей кадровой политике.

(отправляю, что написал; запрещаю комменты; продолжение о раскладе во внешней политике -- тут и Джорданвиль вспомнится -- следует).
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author